Хроника войны в письмах и дневниках. 7 июля 1942 и 1943 годов

Письма и дневниковые записи за другие даты

Продолжаем публикации в рамках проекта «Хроника войны в письмах и дневниках». При использовании текстов обязательна ссылка на наши сборники. Обращаем внимание, что в сборниках к публикуемым письмам даны дополнительные пояснения, сноски и комментарии.

 

Гантфоль Давид Борисович (1923–1942). Родился в Саратове. До войны жил в Астрахани. В 1941 году работал санитаром в эвакогоспитале № 3659. Затем учился в школе военных авиамехаников. С января 1942 года — санинструктор бронетанковой части. Рядовой. Пропал без вести в бою у села Михайловка Сталинградской (ныне — Волгоградской) области в августе-сентябре 1942 года. Ранее на фронте погиб его брат Борис, служивший в артиллерии.

Письма Давида адресованы родителям — Борису Яковлевичу и Рахиль Наумовне в Астрахань. В 1942 году отец Давида ушёл на фронт. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Копии писем и фотография переданы Р. И. Стрельцовой (Астрахань).

7 июля 1942 г. 9 ч[асов] 40 мин[ут] /прощай/ Бекетовка

Здравствуйте, дорогие родители! Только вчера устроился на квартиру к очень хорошим хозяевам, и у них стоит семья эвакуирован[ных] из Кишинёва. Евреи бессарабские, врачи: отец — врач-хирург, сын — невропатолог и племянница — зубной врач. Очень хорошие люди, я с ними вчера просидел до 2 часов ночи.

Спешу сообщить вам, что я теперь работаю не в санчасти, а в батарее вместе с Лейном и Литвиновым, но в качестве санинструктора. Буду обслуживать только одну батарею и вместе с батареей буду находиться на передовой. Здесь работы немного больше, чем в санчасти, т. к. буду всё время на передовой по обслуживанию батареи. Но ничего, как-нибудь всё кончится благополучно, и вернусь живым и… На этом кончаю, т. к. поезд уже скоро отходит. Наше направление неизвестно, но как только узнаю, сообщу телеграфом. Передайте привет всем, всем родным и знакомым и моим друзьям. Прощайте, но не надолго. Крепко всех целую. Ваш горячо любимый сын Давыд.
Д. Гантфоль.

«Сохрани мои письма…» Вып. 4. М., 2016. С. 146, 149–150.

 

Подрабинек Рувим Абрамович (1920–1992). Родился в Кишинёве. С 1924 году семья жила в городе Льеж (Бельгия), в 1929 году переехала в Москву. В 1938 году глава семьи был арестован и расстрелян по обвинению в шпионаже (посмертно реабилитирован в 1956 году).

Рувим окончил техникум, работал на Центральном телеграфе в отделе зарубежной связи. После ареста отца устроился водителем «скорой помощи». В начале войны уехал в эвакуацию в Ташкент с матерью, Клавдией Павловной (Хаей Пинхосовной) Зонис (1898–1971), сёстрами Тэмой (род. 1923) и Надеждой (1930–2020). Их дом в Москве был уничтожен во время одного из авианалётов.

Из-за перенесённого тифа Рувим был признан негодным к службе, однако в 1942 году ушёл на фронт добровольцем. В начале 1943 года — стрелок в 162-й стрелковой дивизии, затем зачислен в 548-й отдельный батальон связи той же дивизии. На фронте вновь тяжело заболел. После выздоровления направлен водителем в 57-й автомобильный полк. Осенью 1944 года служил в автомобильном управлении штаба Центрального фронта. В 1945 году — водитель в особом отделе НКВД. Рядовой. Награждён медалями «За боевые заслуги» (1945), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». В Берлине встречался с местной жительницей Рут Эхейм, их роман отражён в послевоенной переписке.

В 1946–1947 гг. — водитель посольства СССР в Варшаве. В 1953 году окончил геологический факультет МГУ, работал в экспедициях. В 1980-е годы организовал совет ветеранов 162-й стрелковой дивизии. Стоял у истоков Общества «Мемориал».
Старший Брат Рувима — Пинхос Абрамович Подрабинек (1918–2002) — участник войны, известный врач, учёный и правозащитник.

Письма Р. А. Подрабинека адресованы родным в эвакуацию. Послевоенная переписка приведена.
Копии писем и фотографии переданы сыном Р. А. Подрабинека — М. Р. Подрабинеком (Москва).

7 июля 1943 г.

Здравствуйте дорогие мама, Тэма и Надюша!
Прежде всего, спешу вам сообщить, что я по-прежнему жив и теперь даже совсем здоров. Я надеюсь, что вы первое моё письмо после болезни уже получили. Никаких осложнений после тифа не осталось, только на голове волосы очень уж редко растут, и я боялся, как бы не остаться лысым, но меня уверяют, что это пройдёт. <…>

Во время болезни в госпитале (первом, в котором был) в беспамятстве взяли у меня бумажник с документами и всем содержимым, <…> так что теперь ни одного документа нет. Все адреса, которые у меня были, тоже там остались — больше, чем вам и Майке, писать не могу.

По моим расчётам, это письмо должно до 28 [июля] к вам дойти. Поздравляю тебя, мама, с днём рождения, а также и Тэму! <…>
Пусть 47-й твой год, мама, и твой 21-й, Тэма, будет годом наших встреч — надеюсь, так и будет.
Целую вас всех крепко.
Ваш Рива.

«Сохрани мои письма…». Вып. 6. М, 2021. С. 240, 244.