Хроника войны в письмах и дневниках. 8 июля 1941, 1942 и 1944 годов

Письма и дневниковые записи за другие даты

Продолжаем публикации в рамках проекта «Хроника войны в письмах и дневниках». При использовании текстов обязательна ссылка на наши сборники. Обращаем внимание, что в сборниках к публикуемым письмам даны дополнительные пояснения, сноски, комментарии и иллюстрации.

 

Березнер Лев Васильевич (1909–1941). Родился в городе Бодайбо Иркутской губернии (ныне — Иркутской области). После Гражданской войны оказался в Москве, воспитывался в детском доме. По спецнабору направлен в авиационное училище. С 1938 года — лётчик в 40-м бомбардировочном авиационном полку ВВС ЧФ. Провёл 17 месяцев в тюрьме по обвинению в «потере политической бдительности». В 1939 году освобождён, восстановлен в звании и должности.

С первых часов войны старший лейтенант, командир звена АНТ-40 Л. В. Березнер бомбил позиции немецких и румынских войск, нефтепромыслы на территории Румынии. Фотография экипажа была опубликована 30 июля 1941 года в газете «Известия» (на тот момент он совершил более 20 боевых вылетов). Самолёт Л. В. Березнера не вернулся с боевого задания 29 августа 1941 года.

Письма Льва Березнера адресованы жене, Ревекке Айзиковне Сориной (1920–2010). Летом 1941 года супруги ожидали рождения первенца. За две недели до начала войны Л. В. Березнер писал: «До 22 июня ни о каком отпуске и думать нельзя»; «Знаешь, родная, ты не спеши рожать Димку, роди его 22-го, вот было бы здорово, правда?». Отец, желавший назвать сына Дмитрием, увидел его лишь однажды, незадолго перед гибелью. Мать назвала сына Александром.

Копии писем и фотография переданы сыном Л. В. Березнера — А. Л. Березнером (Обнинск).

8 июля 1941 г.

Моя любимая и кровная, здравствуй!
Пишу тебе в полной надежде, что ты сидишь рядом с большим сыном и кормишь его своей грудью.
Ты мать, это ещё и потому, я так думаю, от тебя нет писем за 5-е и 6-е июля, мне кажется, что в эти дни ты рожала.

Гриша Гапоненко мне сказал, что ты Лиде написала письмо, в котором хотела приехать 7–8 июля. Я отругал его и, конечно, тебя тоже, нельзя этого делать.
22 июля действительно мой день рождения, но подарок только такой, какой был бы памятью для меня о 30-летии, и никак его нельзя было бы снять, помять, износить — это тебе нужно самой придумать. <…>

С врагом очень быстро расправиться нельзя, это не Польша. Война сейчас охватила всю Европу — воевать будем долго, до полной победы над фашизмом.
Эту победу мы возьмём ценой самой дорогой. Но за победу я ручаюсь — она будет, и тогда мы будем счастливы — война больше не возобновится.
Ну, милая, дай я тебя расцелую! Твой и Димкин [подпись].
Привет всем — отцу, тёте, маме.

«Сохрани мои письма…». Вып. 6. М., 2021. С. 64, 66–67.

 

Копелев Александр Зиновьевич (Залманович) (1915–1941). Родился в Киеве в семье учёного-агронома. В 1930-е годы с семьёй переехал в Москву. Учился в Московском химико-технологическом институте (ныне — Российский химико-технологический университет), работал на Краснопресненском заводе лаков и красок. В октябре 1939 года, не успев окончить аспирантуру, был призван в РККА. Служил в 3-м запасном, затем в 272-м корпусном артполку. На фронте с июля 1941 года. Пропал без вести под Киевом осенью 1941 года. Его имя увековечено на памятной доске в фойе РХТУ и на памятнике «Менделеевцам — защитникам Родины».

Перед взятием Киева Александр успел навестить в городе дедушку, Янкимана Моисеевича Копелева, бабушку, Веру Ицхаковну Копелеву (Богданову), и тётю Роню Клубман (Копелеву). Все они погибли в Бабьем Яре.

Старший брат Александра — Лев Копелев (1912–1997) — известный литературовед-германист и правозащитник. В годы войны посредством громкоговорителей вёл агитационные передачи для противника, составлял листовки на немецком языке. Преподавал курс германской культуры военнопленным в «школе немецкого антифашиста». 6 марта 1945 года в качестве парламентёра убедил сдаться многотысячный гарнизон крепости Грауденц. В 1945 году майор Лев Копелев был приговорён к 10 годам лагерей за якобы сочувствие к врагу.

Письма Александра Копелева и адресованное ему письмо от 29.06.41, вернувшееся обратно в Москву, сохранились в виде диктофонных записей, надиктованных его братом Львом. Они оцифрованы и переданы в Центр «Холокост» падчерицей Льва Копелева — М. Н. Орловой (Москва).

8 июля 1941 г. Киев

Дорогие!
Нахожусь по служебным делам в Киеве. Машина сейчас стоит около памятника Богдану Хмельницкому. Если представится возможность, заеду к бабушке и дедушке. Самочувствие прекрасное.
Целую, Саша.

«Сохрани мои письма…». Вып. 6. М., 2021. С. 21, 25.

 

Рудин Григорий Давидович (1906–1984). Родился в местечке Копысь Могилёвской губернии (ныне — Витебской области, Республика Беларусь). Учился в хедере (начальная еврейская школа), затем в семилетней школе. В 1924– 1925 гг. жил в Москве. В 1926–1929 гг. учился в Ленинградском техникуме печати (ныне — Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум). До июля 1941 года работал секретарём-выпускающим в различных изданиях, а также выпускающим газеты «Ленинградская правда» (ныне — «Санкт-Петербургские ведомости»). Участник Советско-финляндской войны.

 В июле 1941 года вступил в Ленинградское народное ополчение. Окончил курсы лейтенантов в блокадном Ленинграде. Служил командиром взвода связи, сотрудником редакций фронтовых газет, начальником типографии 67-й армии на Ленинградском, 1-м Прибалтийском, 2-м Прибалтийском фронтах. Войну закончил в Курляндии в звании лейтенанта административной службы 167-го артполка 85-й стрелковой дивизии. Награждён орденом Красной Звезды (1945) и медалью «За оборону Ленинграда» (1943). Демобилизован в ноябре 1945 г. До 1977 г. работал выпускающим газеты «Ленинградская правда».

Письма Г. Д. Рудина адресованы жене, Софии Израилевне Рудиной (1908–1981), и сыну Михаилу (род. 1938). В июле 1941 г. они эвакуировались в город Кунгур Молотовской области (ныне — Пермского края). Там С. И. Рудина работала заведующей лабораторией Кунгурского аптекоуправления. В августе 1944 года вернулась с сыном в Ленинград.
Письма Григория и Софии Рудиных, фотографии и личные документы переданы сыном — М. Г. Рудиным (Нью-Йорк, США).

8 июля 1942 г.

Милые мои. «Письмо на письмо, открытку на открытку» — этот перефразированный библейский девиз вряд ли удастся мне осуществить, но в какой-то мере не оставаться в долгу перед тобой я постараюсь. Избаловала ты меня вниманием. Как только приносят почту, я ищу знакомый и близкий мне почерк. И когда ничего не бывает — удивляешься. Как великолепно получать свежие весточки! По вас, родненькие, не меньше, чем вы, соскучился. И как хотелось бы повидать вас минуточку. Может быть, можно фото прислать. Снимок Мишеньки в пижаме у меня есть, но он, должно быть, значительно изменился.

Вашу просьбу я постараюсь выполнить. Будучи в городе, я зафотографировался для удостоверения и с получением снимков вам перешлю. Вчера запечатлел на плёнке свою личность здесь, в редакции, находящейся недалеко. С получением также перешлю.

Вчера в свободное время забрался в редакцию (по соседству с нами) и читал центральные газеты. Очень рекомендую прочесть в «Ком[сомольской] правде» за 5 июля «Февральский дневник» — стихи Ольги Берггольц. Они немножко рисуют обстановку в нашем го-роде зимой. Как видишь, иногда имею возможность видеть газетчиков, читать газеты. Можно и кино посмотреть, но никак не собраться.

Как вы живёте? Как ведет себя Нюра? Может быть, есть возможность найти отдельную комнату и зажить спокойно? Может быть, иногда нужно смолчать? Целую. Григорий. Получила ли 400 руб.? <…>

«Сохрани мои письма…». Вып. 6. М., 2021. С. 86, 95.

 

Братья Мостовы. С фронта вернулись только Лейба и Семён

Мостов Семён Пейсахович (1917–2007). Родился в городе Дрисса Витебской губернии (ныне — Республика Беларусь). В 1939 году направлен рядовым в 101-й понтонный батальон 101-й танковой дивизии.

Войну начал на Западном фронте в июле 1941-го года. В сентябре 1941 года — политрук роты, затем помощник начальника политотдела, комсорг полка, заместитель начальника по политической части 9-го гвардейского артиллерийского полка 283-й стрелковой дивизии 3-й армии 1-го Белорусского фронта. Воевал на Брянском фронте, освобождал Украину, Польшу, Восточную Пруссию. Закончил войну в Берлине. Гвардии майор. Награжден четырьмя орденами, дважды был ранен. Уволен в запас в феврале 1946 года. После войны жил в Москве. Впоследствии уехал в Израиль.

На фронт ушли пять братьев Мостовых: Семён, Шлёма, Хацкель, Илья, Лейба. В 1941 году Хацкель пропал без вести, Илья и Шлёма погибли.

Семён Мостов вёл дневники с начала войны и до января 1946 года.
Подлинник дневника передал сын — И. С. Мостов (Израиль).

8 июля 1944 г.

В середине дня вступили после небольшого боя в г. Новогрудок. Бензин на исходе. Население Зап[адной] Белорус[сии] встречает неважно. Все боятся колхозов. Даёт себя чувствовать религия. Сегодня встретился с попом 1923 года рождения.

«Сохрани мои письма…». Вып. 3. М., 2013. С. 77, 85.