Партитура, написанная от руки Людвигом ван Бетховеном, возвращается наследникам самой богатой семьи довоенной Чехословакии, члены которой были вынуждены бежать из страны, спасаясь от Холокоста.
В Моравском музее в чешском городе Брно уже более 80 лет хранится оригинал рукописи четвертой части Струнного квартета си-бемоль мажор Бетховена, опус 130. На этой неделе музей впервые выставил партитуру на обозрение в ожидании передачи ее законным владельцам. «Это один из самых ценных предметов в наших коллекциях», — заявила куратор музея Симона Шинделаржова. В музее заявили, что возвращение сделал возможным закон о реституции имущества, изъятого нацистами. Подробности о том, как семья, чье богатство было в основном связано с горнодобывающей промышленностью и банковским делом в Центральной Европе, после Первой мировой войны приобрела пьесу из одного из поздних квартетов немецкого композитора, неизвестны.
«Мы сожалеем о том, что потеряли ее, но она по праву принадлежит семье Петчек», — сказала Шинделаржова. Бетховен сочинил шестичастный струнный квартет си-бемоль мажор в 1825–1826 годах в рамках своей работы над серией квартетов по заказу русского князя Николая Голицына. Премьера состоялась в марте 1826 года в Вене. В настоящее время в музеях, архивах и библиотеках Чехии, Франции, Германии, Польши и США находится почти 300 страниц автографов Бетховена. Известно, что Бетховен, умерший в 1827 году, передал рукопись своему секретарю Карлу Хольцу, и по крайней мере два человека владели ею до Петчеков. Семья пыталась, но не смогла отправить рукопись за границу по почте в марте 1939 года во время нацистской оккупации Чехословакии, что привлекло внимание гестапо. По словам Шинделаржовой, в то время немцы попросили эксперта из Моравского музея подтвердить, что Бетховен написал рукопись, и «он отрицал это, пытаясь спасти ее» от оккупантов. Ложь могла дорого ему обойтись, но она сработала; музею было разрешено оставить произведение.
Однако нацисты конфисковали большую часть активов и имущества Петчеков, которые после войны национализировал коммунистический режим Чехословакии. Из своего нового дома в Соединенных Штатах Франц Петчек, руководивший семейным горнодобывающим бизнесом в Чехословакии, пытался вернуть партитуру, но безуспешно из-за послевоенного разделения Европы и создания «железного занавеса». 3 августа Моравский музей подписал соглашение о передаче права собственности на рукопись его наследникам. Однако другие семьи с претензиями на имущество и ценные вещи, утраченные во время Второй мировой войны, все еще ждут решения своих дел.
Энн Уэббер, сопредседатель лондонской Комиссии по изъятым произведениям искусства в Европе, заявила, что, несмотря на то, что в 2009 году 47 стран согласились попытаться исправить несправедливость эпохи Холокоста, «реституция произведений искусства, которые были изъяты, часто кажется такой же отдаленной, как и раньше». «Около 90% всех произведений искусства, разыскиваемых сегодня семьями, не были ни найдены, ни возвращены», — заявила Уэббер на конференции, состоявшейся в Праге в прошлом месяце для обзора прогресса, достигнутого с момента принятия не имеющей обязательной силы Терезинской декларации. Декларация призвала правительства приложить все усилия для возвращения бывшей еврейской общинной и религиозной собственности, конфискованной нацистами, фашистами и их пособниками, и рекомендовала странам реализовать программы, направленные на решение проблемы принадлежащих частным лицам зданий и земли.