Чешский музей вернет оригинал партитуры Бетховена семье, бежавшей от Холокоста

Партитура, написанная от руки Людвигом ван Бетховеном, возвращается наследникам самой богатой семьи довоенной Чехословакии, члены которой были вынуждены бежать из страны, спасаясь от Холокоста.

В Моравском музее в чешском городе Брно уже более 80 лет хранится оригинал рукописи четвертой части Струнного квартета си-бемоль мажор Бетховена, опус 130. На этой неделе музей впервые выставил партитуру на обозрение в ожидании передачи ее законным владельцам. «Это один из самых ценных предметов в наших коллекциях», — заявила куратор музея Симона Шинделаржова. В музее заявили, что возвращение сделал возможным закон о реституции имущества, изъятого нацистами. Подробности о том, как семья, чье богатство было в основном связано с горнодобывающей промышленностью и банковским делом в Центральной Европе, после Первой мировой войны приобрела пьесу из одного из поздних квартетов немецкого композитора, неизвестны.

«Мы сожалеем о том, что потеряли ее, но она по праву принадлежит семье Петчек», — сказала Шинделаржова. Бетховен сочинил шестичастный струнный квартет си-бемоль мажор в 1825–1826 годах в рамках своей работы над серией квартетов по заказу русского князя Николая Голицына. Премьера состоялась в марте 1826 года в Вене. В настоящее время в музеях, архивах и библиотеках Чехии, Франции, Германии, Польши и США находится почти 300 страниц автографов Бетховена. Известно, что Бетховен, умерший в 1827 году, передал рукопись своему секретарю Карлу Хольцу, и по крайней мере два человека владели ею до Петчеков. Семья пыталась, но не смогла отправить рукопись за границу по почте в марте 1939 года во время нацистской оккупации Чехословакии, что привлекло внимание гестапо. По словам Шинделаржовой, в то время немцы попросили эксперта из Моравского музея подтвердить, что Бетховен написал рукопись, и «он отрицал это, пытаясь спасти ее» от оккупантов. Ложь могла дорого ему обойтись, но она сработала; музею было разрешено оставить произведение.

Однако нацисты конфисковали большую часть активов и имущества Петчеков, которые после войны национализировал коммунистический режим Чехословакии. Из своего нового дома в Соединенных Штатах Франц Петчек, руководивший семейным горнодобывающим бизнесом в Чехословакии, пытался вернуть партитуру, но безуспешно из-за послевоенного разделения Европы и создания «железного занавеса». 3 августа Моравский музей подписал соглашение о передаче права собственности на рукопись его наследникам. Однако другие семьи с претензиями на имущество и ценные вещи, утраченные во время Второй мировой войны, все еще ждут решения своих дел.

Энн Уэббер, сопредседатель лондонской Комиссии по изъятым произведениям искусства в Европе, заявила, что, несмотря на то, что в 2009 году 47 стран согласились попытаться исправить несправедливость эпохи Холокоста, «реституция произведений искусства, которые были изъяты, часто кажется такой же отдаленной, как и раньше». «Около 90% всех произведений искусства, разыскиваемых сегодня семьями, не были ни найдены, ни возвращены», — заявила Уэббер на конференции, состоявшейся в Праге в прошлом месяце для обзора прогресса, достигнутого с момента принятия не имеющей обязательной силы Терезинской декларации. Декларация призвала правительства приложить все усилия для возвращения бывшей еврейской общинной и религиозной собственности, конфискованной нацистами, фашистами и их пособниками, и рекомендовала странам реализовать программы, направленные на решение проблемы принадлежащих частным лицам зданий и земли.

Источник.