Шестнадцатая ежегодная Международная конференция школьников «Холокост: память и предупреждение»

Конференция   проходила в Москве 25-28 января 2016года в различных залах: Российском государственном гуманитарном университете  (РГГУ), Музее Холокоста в Мемориальной синагоге  на Поклонной Горе и – впервые! – в одном из залов заседаний Государственной Думы. На ней были представлены доклады  школьников 8-11 классов из 16   регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга,  Владимира, Вологды, Орла, Тамбова, Томска,  Республики Крым ( г. Джанкой), Архангельской (г. Северодвинск), Брянской (г. Речица),  Калужской (г. Перемышль), Ленинградской (г. Синявино),  Тверской ( г. Бежецк), Псковской (г. Невель),  Саратовской (г. Пугачёв) и Челябинской (г. Миасс)  областей.  Большинство докладчиков стали победителями или призерами региональных отборочных туров; некоторые из них уже  выступали со  своими докладами перед сверстниками областных конференциях по истории Великой Отечественной  войны.  Каждый день работы конференции был насыщен как информативно, так  и эмоционально. Ее особенностью стали встречи с известными режиссерами документальных фильмов о Холокосте. Уже первый день работы конференции вызвал живое обсуждение и дискуссию после просмотра фильма Бориса Мафцира (Израиль) « Холокост. Восточный фронт», где свои интересные  комментарии дали Евгений Стельмаченко (Тамбов) и Алина Гилёва ( г. Северодвинск).  Бурную дискуссию вызвал просмотр и обсуждение фильма « Аллеи  Буниных» с режиссером Григорием Илугдиным. Школьники и студенты отметили, что фильм смотрится на одном дыхании ,запоминается и вызывает желание вернуться к нему и посмотреть еще раз.  Фильм можно использовать на уроках литературы и истории в старших классах, во внеурочной деятельности не только при изучении творчества и жизненного пути И. Бунина, но и  на уроках, посвященных судьбам русской эмиграции.Никого не оставил равнодушным спектакль Московского Педагогического Театра Подростков « Право на жизнь», представленный  на Поклонной  горе., а также мемориальный вечер в «Геликон-опере», где двое школьников —  Семина Елена (Москва) и Анисеева Наталья (г. Перемышль)  получили дипломы победителей конкурса в номинациях  «Работы школьников»  и «Творческие работы». С каждым днем  росла активность на секциях участников конференции и их  научных руководителей.   Учащиеся демонстрировали умение работать с документами, периодической печатью, анализировать научные тексты, использовать интервью в качестве исторического источника.  Все школьники с честью выдерживали формат конференции. Что было не очень просто, т.к., в целом,  работа с каждым докладом продолжалась около 30 минут: 10 – 12  минут —  выступление, затем ответы на вопросы и обсуждение. Значит, все это время докладчик находился в центре внимания всех участников работы секции.  Важную роль в повышении дискуссионной активности школьников сыграл тренинг, проведенный  сотрудниками Центра «Холокост» Марией Гилевой и Светланой Антоновой  в первый день конференции. Он позволил не только лучше познакомиться всем участникам конференции, но и выявить проблемное поле понимания вопросов, связанных с историей Холокоста, геноцидами XX века. Далее эти вопросы обсуждались не только в ходе работы секций, но и за рамками заседаний. Активными участниками тренинга стали не только школьники, но и научные руководители. Для них было полезно увидеть пробелы в знаниях ребят, направленность их интересов. Кроме того, тренинг позволил установить в группе деловой настрой и взаимопонимание, что важно для эффективной совместной работы, преодоления скованности в ходе дискуссий, позитивного отношения к критическим замечаниям участников. Доклады на секциях были объединены  общей тематикой, обозначенной в программе, что делало заседания целостными, создавало условия для эффективного  обсуждения участниками не только выступлений, но и более широких проблем истории Холокоста.  Модераторы секций – научные руководители  и организаторы региональных конференций —  не только отмечали высокий уровень ряда работ, но старались давать советы по их доработке для будущей публикации, предлагать новые повороты темы для продолжения исследований.        При подготовке доклада наставникам и школьникам следует помнить о том, что  во время устного выступления на конференции не надо полностью  пересказывать содержание работы, а необходимо сделать акцент на цели, задачах, методах исследования и выводах. Обязательно нужно указывать источники, которыми пользовались при написании работы (если таковых много, то можно перечислить группы источников).  Интересным является и то, с какими проблемами или трудностями столкнулся автор при написании работы, как их решал. Среди предложений по совершенствованию исследовательских работ и выступлений наиболее часто звучали следующие: ?    более точно и конкретно формулировать тему исследования и доклада, соотносить ее с целью, задачами, объектом, предметом исследования и выводами;?    критично относится к использованным источникам и литературе (подвергать анализу и перепроверке), расширять их круг, правильно оформлять ссылки на них;?    представлять в содержании работ лабораторию исследования (каким образом находили источники, как обрабатывали, кто и какую помощь оказывал);?    активно включать в работы региональный материал  (интервью с участниками событий);?    четко соотносить текст устного выступления с подготовленным иллюстративным материалом и техническими возможностями различных аудиторий (избегать повторов, учитывать проблемы использования техники).Дискуссии по докладам показали, что не все школьники готовы к участию в них: некоторые не умеют точно и лаконично формулировать вопросы и отвечать на них, не различают вопросы и суждения. Для ряда участников проблема включения в обсуждение докладов была вызвана тем, что они не были знакомы с общими исследованиями по истории Холокоста, не владели понятийным аппаратом (на школьном уровне).     В целом, конференция прошла на высоком уровне, была прекрасно организована и стала событием в жизни каждого ее участника.                                                                                      Наталья Хлистунова, кпн, учитель  истории и обществознания ГБОУ гимназии №295, г. Санкт-Петербург, Светлана Тиханкина, кфн, зам. директора школы №20 г. Вологда, Татьяна Пасман, сотрудник Института повышения квалификации, г. ПсковОтзывы участников:Алина ГилеваЕкатерина ПузыняПолина КочетковаЛюбовь ЗякинаКсения ШевелеваАлена Зайцева