«Яд Вашем» заказал написать симфонию в честь Сугихары

«Яд Вашем» сделал нечто экстраординарное, поручив, в сотрудничестве с «Американским обществом Яд Вашем», композитору Лере Ауэрбах создать масштабное симфоническое произведение для виолончели соло, хора и оркестра в честь японского дипломата, который на своем посту спас тысячи евреев во время Второй мировой войны.

Симфония № 6, «Сосуды Света» посвящена героическим подвигам Тиунэ Сугихары, которого «Яд Вашем» удостоил звания Праведника народов мира в 1985 году, незадолго до его кончины. Премьера симфонии состоялась в ноябре прошлого года в Каунасе, Литва, городе, где Сугихара бросил вызов правительственным распоряжениям, чтобы выдать тысячи виз, которые открыли восточноевропейским беженцам-евреям путь через Сибирь к временному безопасному убежищу в Японии и Шанхае. «The Magazine» поговорил с виолончелисткой-виртуозом и продюсером проектов Кристиной Рэйко Купер о том, как из одной памятной монеты жительница Тель-Авива, внучка одного из самых выдающихся классических музыкантов Японии, добилась создания музыкального трибьюта в честь Сугихары. «Сугихара на удивление малоизвестен в музыкальном мире, — начала она. Несмотря на то, что она происходила из элитной японской музыкальной семьи по материнской линии, Купер провела свое детство в США и не слышала о Тиунэ Сугихаре до тех пор, пока не обратилась в иудаизм и не вышла замуж за инвестиционного банкира Леонарда Розена. «После того, как я обратилась, я хотел испытать, что значит быть на земле евреев, на родине, а это совсем другой опыт, чем быть новообращенным или любым другим евреем в США. Не то, чтобы кто-то ошибался или кто-то был прав. Это просто совсем другой опыт, и именно его мы хотели получить», — рассказала Купер.

Монетный двор Израиля выпускает монеты в честь Праведников народов мира, а монета, выпущенная в честь Тиунэ Сугихары, была отправлена ее мужу вскоре после того, как пара переехала в Израиль. «Мой муж рассказал мне историю о Сугихаре и о том, как его отец, Ирвинг Розен, получил одну из тех жизненно важных виз. Узнав об этом скромном человеке, который совершил простой поступок, я была так глубоко тронута, что почувствовала необходимость продолжить историю. Он не был таким огромным героем. На самом деле он следовал традиции самураев, кодексу бусидо. Сугихара поступил правильно. Одна из особенностей великой классической музыки заключается в том, что она может быть с нами веками, а может быть, и дольше. Мы по-прежнему играем Моцарта, Баха, Бетховена, Брамса. Поэтому я хотела сыграть важную роль в создании произведения, достаточно важного и существенного, с композитором, достаточно великим, чтобы не только выдержать испытание временем, но и чтобы его идея потенциально всегда достигала своей аудитории. Это стало такой жгучей страстью, что я не могла отделаться от этой мысли. Это естественно. У меня есть виолончель, чтобы рассказать историю Тиунэ Сугихары — что он сделал и что это значит для мира. Особенно на этом этапе мировой истории, с ростом антисемитизма, множеством беженцев по всему миру, и восстаниями против тоталитарных режимов. История Сугихары о том, что он просто следует устойчивому курсу, делает то, что правильно, является источником вдохновения», — объяснила Купер, после выступления в Музее японского искусства Тикотин в Хайфе.

См.далее…

Мы также напоминаем, что 10 февраля (РГГУ, ул. Чаянова, д.15, корп.6, 15.00) состоится презентация документального сборника «Чиунэ Сугихара и Советский Союз: новые документы и перспективы», изданного Университетом Саппоро (Япония). Модератор: соредактор издания, профессор РГГУ, сопредседатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман. См.подробнее…