История нацистских преследований в российской части Советского Союза стала темой новой брошюры, выпущенной Архивами Арользена — Центром документации о преследованиях национал-социалистическим режимом (Германия). В учебных материалах собраны некоторые документы о бывших узниках концентрационных лагерей, подневольных работниках и перемещённых лицах. О преступлениях нацистов свидетельствуют частные истории преследований этих людей. Материал подготовлен для международного пользования на уроках истории, а также для проектной работы с подростками.
Брошюра называется Fragments of a Life – Educational Material on Victims and Survivors of Nazi Persecution from Soviet Russia («Фрагменты жизни: учебный материал о жертвах и лицах, переживших нацистские преследования, из Советской России»). Она состоит из 56 страниц и уже доступна онлайн: скачать PDF. Брошюра была составлена совместно с Научно-просветительным центром «Холокост». Наряду с английской версией весной 2021 года появится и русскоязычная редакция. В неё войдут дополнительные ссылки на русскоязычные онлайн-ресурсы и глоссарий с разъяснением терминологии.
В интервью сотрудники Архивов Арользена Хённинг Борггрефе и Элизабет Швабауэр говорят о собранном материале, о важности сотрудничества в сфере образования и о будущих проектах.
Архивы Арользена публикуют новые учебные материалы для преподавателей на английском и впервые на русском языке. Почему это важно?
Элизабет Швабауэр: В России наблюдается высокий спрос на такие учебные материалы. Тема Холокоста была включена в учебную программу лишь около пяти лет назад. Принудительный труд во время национал-социалистического режима почти не обсуждается на уроках истории. Поэтому преподавателям необходим тщательно подготовленный материал на эту тему. Также имеется необходимость во внешкольных учебных проектах. Теперь мы разработали эти материалы вместе с нашей партнерской организацией.
Хеннинг Борггрефе: Кроме того, мы также добавили в материалы отдельные истории перемещенных лиц. По возвращении в Советский Союз эти люди долгое время находились под общим подозрением в сотрудничестве с национал-социалистами. Это всё еще критичная тема с точки зрения исторической политики. Брошюра призвана побуждать учебные группы на поиск информации и самостоятельные исследования.
Почему было важно подготовить материал в сотрудничестве с партнёром?
Хеннинг Борггрефе: Совместная работа позволила нам продуктивно задействовать различные взгляды, связанные с культурой памяти. Это был важный учебный процесс для всех участников. Было бы неразумно просто воспользоваться старыми подходами нашей организации в школьной программе другой страны.
Элизабет Швабауэр: Благодаря сотрудничеству с партнёром из Москвы мы также получили более чёткое представление об уровне знаний целевых групп, для которых мы работаем, и смогли согласовать содержание и методы. Учебные материалы помогут пользователям быстро готовиться к урокам, а также позволят использовать материал в школьных проектах. Поэтому важно всё согласовать. Кроме того, у наших партнёров представительства в более чем 34 регионах России и в других государствах СНГ, связи с университетами и контакты в школьной системе. Это невероятно повышает эффективность нашей работы, за это мы очень благодарны.
Чем новый материал отличается от имеющихся дидактических подходов?
Хеннинг Борггрефе: Для первоначальной работы над содержанием мы предоставляем оригинальные документы и биографии конкретных людей из нашего архивного фонда. Мы предлагаем источники, которые, как правило, почти не встречаются в учебниках. Архивный материал открывает больше возможностей, чем обычно используемые в учебниках исторические газетные статьи или речи знаменитых людей. Доступ становится более прямым, потенциал для исследования, поисков и интерпретаций — больше.
В брошюре Вы называете этот подход «архивно-педагогическим».
Хеннинг Борггрефе: Именно так. Мы даём необходимые импульсы и возможность учебным группам самостоятельно проводить исследования, подходя к источникам критически. Отчасти цель исследования состоит ещё и в том, чтобы выяснить, что сохранившиеся данные о судьбах жертв национал-социализма часто бывают неполными, а иногда и противоречивыми. Это говорит о том, что доступ к истории не всегда прост. Исторические события и факты сначала необходимо реконструировать, проанализировав источники. Важно, кроме того, привлекать больше внимания к жертвам национал-социализма.
Элизабет Швабауэр: Архивно-педагогический подход побуждает к дальнейшим исследованиям, например, в онлайн-архиве Архивов Арользена или в местных архивах, а также к использованию таких инструментов, как электронный справочник, который в скором времени будет доступен и на русском языке. Таким образом усваиваются не только исторические факты, но и поощряются поисковые навыки. Для российской образовательной сферы исследования в онлайн-архивах это новшество, и мы с радостью готовим предложения для преподавателей совместно с российскими коллегами Центра «Холокост».
Брошюра положила начало новой международной серии. Что еще запланировано?
Хеннинг Борггрефе: Мы расширяем тематику учебных материалов. До сих пор они были рассчитаны, прежде всего, на немецкоязычное пространство. Новая серия будет доступна на двух языках: на английском и на языке соответствующей партнёрской организации. В центре внимания находятся документы из Архивов Арользена, например, по определённым группах преследуемых лиц или странам. Материал тщательно подготовлен, и им можно пользоваться сразу, без трудоёмкой подготовки. Также мы напрямую обращаемся к внешкольным учебным группам. Следующая публикация планируется совместно с футбольным клубом Borussia Dortmund. Болельщики и другие заинтересованные лица смогут узнать и изучить историю нацистских преследований футболистов из разных стран Европы.
Д-р Хеннинг Борггрефе, историк и руководитель отдела исследований и образования Архивов Арользена.
Элизабет Швабауэр (Elisabeth.Schwabauer@arolsen-archives.org), педагогический работник отдела.