73-ей годовщине трагедии Дробицкого Яра — места уничтожения нацистами и их украинскими пособниками еврейского населения Харькова — были посвящены ХХIII мемориальные слушания «Дробицкий Яр: Память, Время, Люди». Они состоялись в Бат-Ямском городском мемориально-просветительском центре и Институте изучения Катастрофы и политической истории – «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям».Фундаторы и организаторы мероприятия также все те же: Отделение переживших Катастрофу и документации муниципалитета Бат-Яма, Международный фонд Холокоста «Дробицкий Яр-Харьков», Институт изучения Холокоста при Нью-Йоркской академии наук, Украинский мемориальный фонд Холокоста «Дробицкий Яр», Институт еврейский исследований при СВНЦ АН Украины, Независимый архив Холокоста «БеНАХ», израильские ассоциации переживших Катастрофу «Удим муцалим ми-эш»/ «Опаленные Катастрофой» и «Плитей у-мефуней ха-Шоа»/ «Беженцы Катастрофы», старейшаяя советско-украинско-еврейская газета «Бенсиах» (все – под руководством автора).Как всегда, программа слушаний началась с Минуты молчания у обелиска «Дробицкий Яр» — на «лагерном аппель-плаце» ландшафто-архитектурного «Музея под открытым небом» на территории Музея Катастрофы — в сопровождении Оратории «Дробицкий Яр» харьковского композитора Л. Каштаньера на слова поэта В. Райза ?»?.Слово памяти о трагедии Дробицкого Яра и ее проблемах, о Катастрофе и ее уроках произнес автор.Он особо подчеркнул, что набирающий сегодня Украине силу на своеобразный «рев племен» сопровождается невиданными со времен WW2 эксцессами жестокости по отношению к населению собственных или оккупированных территорий, не уступающими — а порой даже и превосходящими — преступления нацистов, которым посвящена данная конференция. Уже ни у кого в мире не возникает сомнения, что главный урок Катастрофы, выражаемый именно той триадой, которая уже давно стала девизом всех образовательных программ Музея Катастрофы: «Холокост – Демократия — Права Человека» – на осколках бывшей советской империи так и остался не усвоенным… Как и высказанное нами убеждение в уже ставшей исторической монографии «Попранная мезуза» / «Книга Дробицкого Яра» — с. 113 – «Hic lokus udi mortus docent vivos»/ «Здесь место, где мертвые учат живых!» Разве что, впрочем, его – как и самые «желтые списки» убиенных — «скоммуниздил» промышляющий в этих местах на никому не нужной памяти некий «обласной комитет»…Своими воспоминаниями о пережитом поделились бывшие узники харьковского гетто — жители Бат-Яма и соседних городов. Эти воспоминания ныне собраны в подготовленом Музеем очередном выпуске мемориально-аналитического сборника «Беженцы Катастрофы: Память, Время, Люди», презентация которого состоялась в ходе слушаний.В завершение слушаний участникам был продемонстрирован документальный фильм «Дробицкий Яр» замечательного израильского кинорежиссера Ницана Бальца (при участии автора).Юрий Ляховицкий, директор муниципального Института изучения Катастрофы и политической истории – «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям», депутат городского совета — ??»? и куратор по делам переживших Катастрофу муниципалитета Бат-Яма (NYAS’ AM, As. Prof., PhD)