Лагерь смерти для всех

На портале Nuremberg.media опубликовано интервью с историком Константином Пахалюком, в котором затронута такая сложная проблема, как «конкуренция памяти».

Цитата: «Мне кажется, что общность страданий подчеркивается не через общие формулы и пресловутое равенство (которое на практике обеспечивается выкидыванием ряда жертв из истории), а через умение увидеть и осмыслить разнообразие преступлений, через воспитание сочувствия к совершенно разным жертвам, в том числе и тем, кто для вас скорее „другой“, нежели „свой“. Евреи, блокадники, люди с инвалидностью, военнопленные, жители сожжённых деревень, цыгане — все они разные жертвы, но очень тесно связанные друг с другом. Естественно, если цель памяти о преступлениях не сочувствие, а гнев и возмездие — тут такие детали не нужны.

Конечно, вы можете справедливо сказать, что нельзя сравнить жертв по уровню страдания. Да, это так. „Кто больше страдал“ — вопрос аморальный. Но это не отменяет другого: у любого преступления есть субъект, исполнитель, преступник, которым в нашем случае выступала нацистская система. И значит, мы не можем уйти от того, чтобы понять мотивы этой системы. И тут возникает большая проблема для многих: нацисты не считали советских граждан единым советским народом. <…> Они считали их русскими, белорусами, украинцами, евреями, цыганами. Более того, идеология изобличала нашу страну как „жидо-большевистское государство“, и на оккупированных территориях первоочередными жертвами становились именно евреи. Это не значит, что „евреи страдали больше всех“, но именно нацисты выбрали евреев первоочередными жертвами.

И отношение к еврейской теме, принципиальной для понимания нацизма, стало самым уязвимым местом советского разговора о преступлениях гитлеровцев. Потому мы и наблюдали много эквилибристики, когда все знают, что нацисты первыми убивали евреев, но вводят аккуратные обобщения в духе „убивали всех“».

Отметим, однако, недостаток публикации: в ней принципиально разные понятия «лагерь смерти» и «концентрационный лагерь» местами используются как синонимы. Так, упомянутый Майданек был и концлагерем, и лагерем смерти (то есть выполнял одновременно две совершенно разные по сути своей функции).