Тема Холокоста — на1-м Всероссийском съезде учителей истории

Тема взаимодействия педагогов России с Научно-просветительным центром «Холокост» нашла свое отражения на секционных заседаниях I Всероссийского съезда учителей истории обществознания, проходившего в Москве 31 марта – 1 апреля 2011 г. в Российской Академии наук.  В рамках выступления на секции «Роль учителя истории в формировании гражданственности молодого поколения» по теме «Социальное партнерство образовательных учреждений с институтами гражданского общества как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания учащихся» координатор образовательных программ Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман  представила позитивные результаты сотрудничества образовательных учреждений Псковской области с НПЦ «Холокост». Было отмечено, что совместная работа позволила разнообразить систему повышения квалификации педагогов, включив в нее такие формы как международные стажировки в музей Яд Вашем, летние школы НПЦ «Холокост», международный семинар с участием сотрудников Центра «Холокост» и музея Яд Вашем в регионе. Благодаря совместным действиям и литературе Центра стала более эффективной работа по изучению с учителями и преподавателями системы начального профессионального образования наиболее сложных и спорных вопросов мировой и российской истории в рамках курсов повышения квалификации и проблемных семинаров. Книги, изданные в рамках исследовательских программ Центра, многократно становились основой поисковых и исследовательских работ школьников Псковской области — призеров областных и международных конкурсов детских исследовательских работ. Школьники и педагоги уже в течение ряда лет  являются соавторами ученых, представляя свои статьи для публикации в сборниках «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте» и «Холокост: взгляд учителя». Участие педагогов в мемориальных мероприятиях 27 января, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста, летних школах НПЦ «Холокост», международных проектах с учеными, преподавателями вузов и учителями Швеции, Молдовы, Украины и Беларуси способствовало налаживаю тесных связей с представителями этих регионов, созданию и участию в новых международных проектах, ориентированных на формирование установок толерантного сознания, преодоление  и профилактику ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде. Подобная совместная деятельность позволяет наиболее эффективно реализовывать один из современных базовых концептуальных документов Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения – Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, создает условия для становления патриотически ориентированной активной гражданской позиции современной молодежи. Обсуждение выступления Т.Б. Пасман, вопросы, заданные докладчику, показали большой интерес к теме. Но, к сожалению, не только интерес. Один из вопросов, прозвучавший из зала был сформулирован следующим образом «А почему опять Холокост? Почему это в Псковской области занимаются Холокостом?». Ответ на него взял на себя один из руководителей секции, доктор психологических наук Александр Асмолов. Он подчеркнул, что Холокост признан мировым сообществом одной из величайших трагедий XX века, изучение которой необходимо включить в школьные курсы истории, как эффективное средство воспитания толерантности и борьбы с проявлениями неонацизма и ксенофобии. Как пример он привел содержание школьных программ по истории Германии и Швеции, где данная тема нашла свое место в разделах, связанных с изучением деятельности тоталитарных режимов разных стран мира. А акцент при изучении данной темы в Псковской области кроме всего определяется и тем, что здесь в годы Великой Отечественной войны погибло от рук нацистов большое количество не только псковских евреев, но  евреев из стран Европы. Подобные вопросы показывают, что проблема преодоления ксенофобии и интолерантности актуальна для современного учительского корпуса и значит велика необходимость совместных действий НПЦ «Холокост» и образовательных учреждений России.