В Польше узники и надзиратели нацистских концлагерей стали героями комиксов

  Польские художники решили добавить новых тем и сюжетов в комиксы, которые привлекают внимание подрастающего поколения. Они начали выпускать истории в картинках, главные действующие лица которых — узники и надзиратели нацистских концлагерей Второй мировой войны.Первый номер рассказывает о любви двух заключённых в Освенциме. Молодой фотограф долго бродит вдоль рядов колючей проволоки и, наконец, выбирает кадр: это будет сторожевая вышка. Все как тогда. Нет, пожалуй, только лая собак, часовых с автоматами и массивных ворот. Именно эту обстановку и воссоздали авторы комикса «Любовь в тени Смерти». Эти недостающие детали — на бумаге. Адам Цира, историк, консультант проекта: «Особое внимание мы уделили портретному сходству героев комиксов с их прообразами. Также нас интересовало детальное совпадение интерьеров. Лично я считаю, что иллюстраторам удалось изобразить концлагерь именно таким, каким его видели узники». Адам Цира по архивным изданиям воссоздавал человеческие истории тех дней. Он – историк, и c большим удовольствием отдается чтению книг, но когда в пыльных архивах кроме сухой статистики всплыла история любви, он сдался и согласился консультировать художников. Казимир Смолен, бывший узник лагеря «Освенцим»: «Я не осуждаю ни создателей комикса, ни историков, которые им помогают. В подобном изложении нет ничего крамольного. Чтобы подобное не повторилось, нужно рассказывать об этом всеми возможными способами, тем более что история «Любви в тени Смерти» — правдивая». С Казимиром Смоленым согласна и Ольга Чукова — она провела 2 года по ту сторону колючей проволоки. Ольга Чукова, узница «Освенцима»: «Если нарисуете, как все было на самом деле, то можно выпускать комикс». Первый комикс — рассказ о любви двух заключенных — только картинки. Идея настолько противоречивая, что она расколола даже тех, кто все это видел собственными глазами. Ирина Харина, узница «Освенцима»: «История такая была, я эту девушку лично знала. Была настоящая большая любовь. Мне кажется, что в том виде, как я представляю эти комиксы, это кощунственно». Беата Клос, издатель (Польша): «Мы это прекрасно осознаем, но, к сожалению, иногда это единственный способ достучаться до поколения, которому изобразительный ряд гораздо ближе печатного слова. Чтение становится все менее популярным, и мы не видим другого шанса рассказать молодежи про «Аушвиц», Холокост и другие ужасы той войны». Следующий комикс будет посвящен польскому священнику-францисканцу Максимилиану Кольбе. Он тоже погиб в «Освенциме», добровольно пойдя на смерть вместо незнакомого ему человека. Тех, кто хочет запретить издание комикса про человека, который был причислен к лику святых, все меньше и меньше. С недавних пор к мемориалам, о которых рассказывают художники, все чаще стали приходить те, кто предпочитает созерцать, а не вчитываться. А это значит, что задумка авторов, пусть и спорная, свою пользу уже принесла. Полный текст