Краеведы города Червеня (Беларусь) разработали программу увековечения памяти жертв Холокоста, сообщил БелаПАН местный краевед Владимир Дорогуж. По его словам, Червень (бывший Игумен) на протяжении столетий был еврейским местечком. В начале прошлого века из 4 тыс. жителей Игумена евреи насчитывали 2,6 тыс. Они занимались торговлей, ремеслами и огородничеством, поддерживая дружеские отношения с белорусами. В городе действовало шесть синагог. После оккупации города нацистами в годы Второй мировой войны на северо-восточной окраине Червеня было устроено гетто. 2 февраля 1942 года оккупанты и полицаи расстреляли узников гетто у Старой Заметовской дороги. После войны город посетил уроженец Червеня заслуженный изобретатель России Владимир Фундатор, чьи родители погибли в гетто. Он известен тем, что за три года до начала Великой Отечественной войны открыл новую технологию силуминового литья, позволившую создать легкий и мощный алюминиевый дизельный двигатель для танка Т-34. Вместе с местными евреями В. Фундатор разработал проект мемориала на месте расстрела узников гетто и организовал сбор средств для увековечения памяти безвинных жертв нацизма. Кроме того, он начал переписку с родными погибших, составлял списки жертв и организовал отливку в Москве чугунных плит с именами почти тысячи погибших. Однако советские власти стали преследовать В. Фундатора и его друзей. Чугунные плиты для памятника зарыли в яму у гостиницы в центре Червеня и закатали асфальтом. В сентябре 1968 года на месте расстрела появился гранитный обелиск с казенным текстом: «Здесь покоятся останки более 2.000 советских граждан, расстрелянных в Червене немецко-фашистскими варварами 2 февраля 1942 года». Краеведы Червеня намереваются найти чугунные плиты и проект мемориала, разработанного группой В. Фундатора, чтобы реализовать его на месте расстрела. Кроме того, краеведы ищут список жертв Холокоста и предполагают возвести в центре города, у бывшей синагоги, композицию из дерева по проекту местного художника Геннадия Матусевича с текстом: «На пачатку XIX стагоддзя две траціны насельнікаў Ігумена складалі габрэі. Адных ужо няма, а іншыя далёка. Месца смуткуе па згубленных дзецях сваіх…» («В начале XIX века две трети жителей Игумена составляли евреи. Иных уже нет, а другие далеко. Город скорбит о потерянных детях своих…»).