Дина Бэббит, душеприказчица цыган…

Интернет-сайт радиостанции «Свобода» на русском языке с опозданием на неделю от англоязычных СМИ (Лос-Анжелес Таймс) сообщил о смерти в США бывшей узницы Освенцима, чешской еврейки, Дины Готтлибовой-Бэббит, спасшейся от смерти вместе с матерью благодаря рисункам, которые она делала для нацистского врача Йозефа Менгеле.Красавица Дина Готтлибова училась в Праге в художественной школе. После начала оккупации ее исключили, как и других евреев, а в 1942 году арестовали и – через концлагерь в Терезиенштадте – отправили в Освенцим. О ее таланте узнал Йозеф Менгеле, проводивший эксперименты над заключенными. Врач-садист потребовал, чтобы Дина рисовала для него портреты цыган, запечатлевая оттенки их смуглой кожи. Эта работа спасла Дине жизнь. После освобождения она уехала во Францию, вышла замуж за американского художника-мультипликатора Арта Бэббита, поселилась в Калифорнии и сотрудничала с голливудскими студиями. Аргументы, которые выдвигала Дина Бэббит, можно назвать эзотерическими – она считала, что, пока рисунки находятся в Освенциме, ее душа и души цыган, которых она рисовала, остаются в плену концлагеря. Она утверждала, что стала духовной узницей Освенцима.  Дина была уверена, что ее лагерные рисунки давно уничтожены. Но они нашлись. Через три дня после освобождения Освенцима их получил в подарок от одного из узников польский подросток, семья которого удочерила еврейскую девочку. В 1963 году музей концлагеря приобрел шесть рисунков, позже еще один. Их авторство было установлено, и в 1973 году Дина Бэббит посетила Освенцим. Детали ее переговоров с администрацией музея интерпретируются по-разному. Видимо, поначалу общение было доброжелательным, и лишь через двадцать лет Дина начала борьбу за свои акварели: она во что бы то ни стало решила их вернуть. В последнее десятилетие ее жизни это желание превратилось в идею фикс. Аргументы, которые выдвигала Дина Бэббит, можно назвать эзотерическими – она считала, что, пока рисунки находятся в Освенциме, ее душа и души цыган, которых она рисовала, остаются в плену концлагеря. Она утверждала, что стала духовной узницей Освенцима. Хотела ли Дина уничтожить рисунки? Вполне возможно, но об этом она не говорила. История Дины Бэббит стала широко известна, в поддержку ее требований выступали конгрессмены, сотрудники Института изучения Холокоста, американские художники. Был снят фильм о ее судьбе и создан вебсайт, посетителей которого призывали писать письма протеста в Освенцим. Однако музей категорически отказался пойти навстречу. Его администрация утверждала, что любое свидетельство преступлений, совершенных нацистами, является бесценным историческим документом и должно находиться в экспозиции, которую видят миллионы посетителей. Посредники предлагали компромиссы, но стороны не шли на уступки. Весомые аргументы были у Дины Бэббит, столь же существенные – у музея, так что эта история без правых и виноватых. Она может лишь служить одним из бесчисленных напоминаний о том, что призраки страшного прошлого Европы таятся в двух шагах от нас.Полный текст