Этот день стал особенным: вся работа проходила на базе Музея Карлхорст, который действует как немецко-русский музей.Важным событием в четвёртый день стажировки стало презентация проектов и опыта работы участников семинара. Благодаря конструктивным установкам модератора Ильи Александровича Альтмана, участникам семинара удалось обеспечить представление региональных проектов, опыта с обоснованием уже разрешённых проблем и актуализацией тех проблем, которые требуют разрешения в ближайшее время. Презентация опыта и проектов проходила в формате индивидуальных докладов, сопровождалась анализом, комментариями и рекомендациями И. А. Альтмана, обеспечивалась дополнительной экспертизой со стороны коллег (И. Юфит – Москва, М. Леухова – Кемерово, Л. Полишкис – Москва).Во всём разнообразии опыта, многообразии механизмов, форм и методов реализации проектов по проблеме «История Холокоста: изучение и сохранение памяти», отражённых в выступлениях участников семинара, выявлены общие характерные признаки успешной и результативной работы, обозначены «болевые точки» как особо актуальные проблемы, снижающие итоги общей работы.Участники семинара единодушны в том, что деятельность НПЦ «Холокост» и его разнообразные образовательные программы (летние школы, стажировки в Яд-Вашеме, Париже, Берлине и других центрах по изучению и сохранению истории и памяти Холокоста) являются важнейшим механизмом (средством, инструментом, ресурсом) по совершенствованию научно-методического и организационно-методического сопровождения процесса изучения и сохранения истории Холокоста. Тематика проектов и регионального опыта достаточна актуальна с социально-педагогической и дидактико-методической позиций: «Роль школьного учителя в процессе сохранения ПАМЯТИ о Холокосте» — И. Гортолум, Молдова; «Опыт изучения истории Холокоста во Владимирском государственном университете» — Е. Петровичева, Владимир, Россия; «Еврейское гетто г. Калуги (ноябрь – декабрь 1941): создание реконструкции» — М. Добычина, Калуга, Россия; «Проблема активизации интереса к теме Холокоста в рамках университетского исторического образования» — А. Фельдт, Архангельск, Россия; «Тема Холокоста в деятельности педагогов Брянской области: проблемы изучения и преподавания» — В. Лупоядов, Брянск, Россия; «Изучение и сохранение памяти Холокоста в поликультурном образовательном пространстве Еврейской автономной области» — Биробиджан, Россия; «Изучение темы Холокоста во внеурочное время» — С. Зверева, Лихославль, Россия; «Этнокультурная компетентность и формирование толерантности на примере темы «Холокост»: региональный опыт Амурской области» — А. Цуканова, Благовещенск, Россия; «Изучение проблем Холокоста в контексте литературного образования на уроках и в учебно-исследовательской деятельности» — Н. Хакимова, Казань, Россия.Ключевым стало сообщение С. Тиханкиной (Вологда, Россия) о содержании и реализации проекта «Освободители Аушвица», в котором вместе с детьми осуществляется выявление и прослеживание судеб людей – участников освобождения Аушвица, что обеспечивает личную сопричастность участников проекта к судьбам героев. Общим для всех регионов является координация и интеграция деятельности учителей, институтов повышения квалификации педагогических работников, университетов по организации поисково-исследовательской и проектной деятельности как педагогов, так и школьников, и студентов. Неоднократно подчёркивалась актуальность и необходимость разработки и реализации образовательных программ по проблеме изучения и сохранения памяти Холокоста. Представлены формы взаимодействия с органами управления образованием на региональном уровне в рамках договора о сотрудничестве с НПЦ «Холокост» (Еврейская автономная область); вовлечение в процесс изучения истории Холокоста студентов колледжей (Амурская область) и многое другое. Обозначены перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках деятельности научно-методических центров на базе региональных ИПКПР и базовых школ. Именно научно-методическим центрам необходимо осуществлять включение детского и педагогического сообщества каждого региона для участия в мероприятиях и событиях 27 января — в День Памяти годовщины освобождения Аушвица (Освенцима). Рекомендуется отражать в местных печатных и электронных СМИ эту работу.Были актуализированы некоторые «болевые точки» как проблемы, требующего общего решения: отрицательное или инертное отношение к проблеме Холокоста, нежелание изучения этой темы; излишняя осторожность евреев — учителей и руководителей школ при организации этой работы, «как бы чего не вышло»…. Очевидно, что в настоящее время в регионах, благодаря образовательным программам НПЦ «Холокост», созданы команды убеждённых представителей педагогического сообщества, способных к дальнейшей активной работе. Конструктивной формой такой работы могут стать временные научно-методические рабочие группы, в состав которых должны быть вовлечены все участники образовательных программ НПЦ «Холокост» из каждого региона.Замечательным продолжением этого дня стала экскурсия по выставке в немецко-русском музее Карлхорст. Куратор выставки Ингрид Дамеров на русском языке представила участникам семинара цели, задачи, историю создания и содержание деятельности Музея Карлсхорст, иллюстрируя свою лекцию кинофильмами, экспозициями, что несомненно существенно расширило содержательную основу для деятельности по изучению и сохранению памяти Холокоста для всех участников семинара в Берлине.Мощный ресурс международной службы розыска был раскрыт Элизабет Швабауер, которая рассказала об архивных материалах, позволяющих восстановить судьбы многих людей – жертв Холокоста. День четвёртый был насыщенным содержательно, конструктивно выстроен, эмоционально комфортен! – Такова эмоциональная рефлексия этого дня участниками семинара.Татьяна Файн (Биробиджан),Алексей Фельдт (Архангельск), Людмила Полишкис (Москва).