Важнее красивых слов

«Этой истории много лет, но узнал я о ней недавно. Ребята из Слободской средней школы Шарковщинского района занимались историей родных мест, в том числе временем Холокоста, которое не обошло стороной их деревню.

В работе, которая была представлена на конкурс, объявленный «Республиканским фондом “Холокост”» они изложили историю гибели еврейской семьи. Ребятам эту историю рассказал свидетель событий, бывший партизан Косаревский Николай Александрович. Никто не помнил, а может и не знал ни фамилии, ни имён евреев, расстрелянных здесь. Возможно, они не были местными жителями, а совершили побег из Шарковщинского гетто, или прятались в лесу. Ветеран показал место, где расстреляли эту семью: отца, мать и пятерых детей. Чудом выживший во время расстрела мальчик ночью выбрался из могилы и пришёл в деревню. Его накормили, обогрели, а наутро он сам решил идти к фашистам. Говорят, люди его уговаривали спрятаться, не идти к палачам, но мальчик, скорее всего находившийся в шоковом состоянии, не захотел жить без своей семьи и разделил её участь.

Что двигало ребёнком? Мы не ответим на этот вопрос. Можем только догадываться, почему он выбрал для себя это решение, от которого и сегодня становится не по себе.

Автор исследовательской работы, тогда ученик 11 класса Петр Квач. Руководитель – учитель физкультуры Иосиф Леонидович Квач. На том конкурсе работа была удостоена специального приза «За вклад в сохранение памяти о погибших в Холокосте».

Оценка, конечно, важна, но главное думаю не в этом.

Два школьных учителя, физкультуры и труда, со своими учениками решили обозначить место гибели еврейской семьи. Они расспрашивали местных жителей, но ничего не узнали. И тогда расчистили в лесу место, где проходил расстрел, нашли подходящий камень, на нём выбили магендавид и написали: «Тут у студзені 1943 г. растраляна яўрэйская сям’я з 7 чалавек».

Уверен, дело двух школьных учителей и ребят-старшеклассников важнее многих красивых слов.»

Источник.