В Харвиче открыли памятник в честь роли города в «Киндертранснпорте»

Роль небольшого британского порта Харвич в приеме детей – беженцев от нацизма более 80 лет назад была увековечена открытием бронзовой скульптуры на набережной города.

Харвич был пунктом въезда для большинства из 10000 детей, спасенных в ходе операции «Киндертранснпорт», и члены Ассоциации еврейских беженцев (AJR) были среди тех, кто присутствовал на церемонии 1 сентября. Памятник «Безопасная гавань», созданный удостоенным наград художником из Эссекса Яном Уолтером, изображает детей разного возраста и эмоций, спускающихся с трапа корабля. На нем также есть трогательные цитаты от беженцев, а между рисунками есть пространство, чтобы дети могли его изучить. Художественное произведение было представлено пионером информационных технологий и филантропом дамой Стефани Ширли, которая прибыла в Харвич на «Киндертранснпорте» в возрасте пяти лет. Она вспомнила смутные воспоминания о своем путешествии: «Потерянная кукла, а не потерянный дом; маленький мальчик, который постоянно болел; спали на листах гофрокартона; этикетки на наших шеях».

Тем не менее она никогда не забудет свое первое знакомство с Харвичем, «когда тысяча наших детей прибыла из серого Северного моря после ужасных двух с половиной дней пути из нацистской Европы». Еще одним из бывших детей – беженцев был отец Фрэнсис Вале. Он родился в Австрии в 1929 году, все его бабушки и дедушки были евреями, но его родители обратились в католицизм. Тем не менее согласно Нюрнбергским законам, принятым в Австрии после аншлюса 1938 года, он считался евреем. «Энергия моей матери спасла нас», — заявил он JC. «Она была в каждом посольстве, пытаясь найти способ сбежать».

В январе 1939 года он и его сестра Энн отправились в Англию через Харвич, где их опекал Католический комитет по делам беженцев. Позже они обнаружили, что их родители пережили войну, скрываясь в Вене. «Мы были одними из счастливчиков. Я благодарен Б-гу», — заметил он. Отец Вале стал священником в Риме. Его сестра руководила Информационным центром христианского и еврейского взаимопонимания в Вене.

Также на церемонии присутствовали Рут Джейкобс (урожденная Хебер), которой было десять лет. И ее брат Гарри, которому тогда было семь лет, когда они прибыли в Харвич из Вены в декабре 1938 года, их семья была изгнана нацистами из их родного города Инсбрука. «Последнее, что я помню, это то, что родители сказали мне, что мы должны держаться вместе», — вспоминает миссис Джейкобс. «Однако, когда мы приехали в Англию, меня приняла зажиточная семья в Сассексе, а Гарри отправили жить на ферму. «Мы учили итальянский, так как надеялись присоединиться к какой-нибудь семье, которая у нас была там. Мы не говорили по-английски». Г-н Хибер добавил: «Я провел три дня, выплакав все глаза — это была такая незнакомая для меня среда». Вскоре его отправили в школу-интернат, «что было предпочтительнее».

Семье из Сассекса удалось перевезти родителей братьев и сестер в Великобританию в качестве домашней прислуги за три дня до начала войны. «Однако вскоре нам пришлось покинуть этот дом, поскольку нас считали «вражескими пришельцами», которым не разрешалось жить близко к побережью», — рассказала миссис Джейкобс. «Наши родители уехали в Лондон, и мне удалось получить стипендию в «Stroud School for Girls», где я получила прекрасное образование. Я жила рядом с семьей, у которой был маленький ребенок. Вчера вечером я разговаривала с одним из членов семьи и посетил их. Они помогли мне, когда я нуждалась в этом больше всего. И я никогда этого не забуду».

97-летний Боб Кирк, и его 94-летняя жена Энн приехали из Германии разными поездами «Киндертранснпорта», в конце концов встретившись в клубе для молодых еврейских беженцев. Все родители пары были убиты нацистами. «Конечно, я был напуган, прежде чем отправиться в путешествие, но это спасло мне жизнь», — заявил г-н Кирк, который вместе со своей женой активно участвует в просветительской работе по теме Холокоста.

На открытии также присутствовали посол Германии Мигель Бергер и лорд Пиклз, специальный посланник Великобритании по вопросам после Холокоста. Исполнительный директор AJR Майкл Ньюман заявил, что «Харвич всегда будет занимать особое место в сердцах тех беженцев, которые прибыли на «Киндертранснпорте». AJR гордится тем, что является видным сторонником усилий по созданию этого мемориала, который чествует их и их близких, которые отправили их в безопасное место. А также спонсировал разработку сопутствующей образовательной программы, которая будет распространять информацию об этой жизненно важной истории, а также вдохновлять и обучать поколения посетителей».

Источник.