Израиль. «Яд ва-Шем»: «Диалог с Б-гом»

  В «Яд ва-Шем» состоялся  концерт —  оратория классика симфонической музыки XX века американского композитора и дирижера Леонарда Бернстайна.. Симфонию представили дирижер Джон Аксельрод, солистка Дана Глазер, Тель-Авивский камерный хор и Новый вокальный ансамбль.   В качестве автора либретто к оратории «Кадиш» (симфония №3) и чтеца на сцене перед уцелевшими в Катастрофе(составившими большую часть приглашенных), выступил известный общественный деятель, бывший узник нацистских гетто и лагерей уничтожения, д-р Самуэль Писар, исполнивший свой «Диалог с Б-гом».

 Перед началом исполнения выступили президент Израиля Шимон Перес, пришедший на концерт вместе с гостем Израиля, президентом Румынии, председатель совета директоров «Яд ва-Шем» Авнер Шалев.

   Кто такой д-р Самуэль Писар? На этот  вопрос существует целый ряд ответов. «Мальчик из Белостока» Он вполне справедливо считает, что слова Евтушенко о «малчьике из Белостока» — о нем. Узник Белостокского гетто, Майданека, Освенцима, рабочих лагерей. Чудом уцелевший в Катастрофе. Писатель. Автор книги на идиш «Блут ун офенунг» — («Кровь и надежда»), которая переведена на 20 языков, но увы, до сих пор не имеется на русском. Адвокат, бывший консультантом президента Джона Кеннеди. Человек

удивительной судьбы. Трудно поверить, что недавно ему исполнилось 80 лет…

 …Самуэлю Писару было десять лет, когда в 1939 году, согласно Пакту Риббентропа -Молотова  в Белосток вступили части Красной Армии, два года он проучился в школе на русском языке. Свое знание русского языка Самуэль Писар сохранил до сих пор благодаря чтению книг.

Потом было 22 июня 1941 года, вторжение нацистов, гетто. Гитлеровцы расстреляли отца.  Знаменитое восстание в Белостокском гетто проходило у него на глазах. На вопрос автора этих строк, приходилось ли д-ру Писару участвовать в подпольной борьбе против нацистов, он ответил, что для этого был слишком мал, ему было не более четырнадцати лет, но он видел, как героически сражались повстанцы. Он видел, как люди шли на смерть, на виселицы, но – непокоренные палачами, как старались как можно дороже продать свои жизни. После разгрома восстания были Майданек, Освенцим – Биркенау(Аушвиц-2), «арбайтслагерь» в районе Штутгарта – авиазавод, «Марш смерти» на Дахау, откуда ему чудом удалось бежать. Из пятнадцати беглецов уцелели шестеро, остальные погибли от пуль. Выжившие скрывались в лесах. Днем прятались, ночью шли на запад, откуда уже доносился грохот американской артиллерии…  

В Освенциме он видел рукотворный ад. Видел, как десятки тысяч людей проходили под пристальным взглядом палачей. Видел селекция на «рампе». Менгеле со стеком: «Линкс – рехтс» — «Налево-направо». «Жизнь-смерть». В одном из таких эшелонов прибыл мальчик из Трансильвании. Им суждено было подружиться. Но это уже произошло после войны. Того мальчика звали Элиэзер. Эли Визель…

 …В 60-е годы Писар становится правозащитником, посещает Советский Союза, борется с советским государственным антисемитизмом и антиизраилизмом, посещает Бабий Яр, немало делает для освобождения советского еврейства от цепей «красных фараонов», вплоть до выступлений в Московском суде. И побеждал!..

 Как и Эли Визель, Самуэль Писар предупреждает об опасности антисемитизма. В дни 70-летия Хрустальной ночи в 2008 году,  он,  выступая в Европейском парламенте, напомнил о влиянии ухудшающейся экономической ситуации на рост популярности экстремистских сил. «Это тревожный момент в истории. Экономические невзгоды всегда ищут своих козлов отпущения, и в начале списка всегда идут евреи», — заявил Писар, отметив, что нацизм появился вскоре после Великой депрессии, начавшейся в 1929 году.

 Симфония впервые прозвучала в Тель-Авиве еще в 1963 году, однако новое либретто «Диалог с Б-гом» Самуэля Писара было написано уже после смерти композитора в 1990 году, а мировая премьера симфонии Бернстайна с новым текстом состоялась в 2003 году в Чикаго. Теперь – в Иерусалиме, в «Яд ва-Шем».

 Нет сомнения, что оратория «Кадиш» и «Диалог с Б-гом» являются достойнейшим произведением памяти 6000000 наших соплеменников. Это «крик души» уходящего поколения, обращение к памяти поколений грядущих. «Катастрофа не должна повториться. Нигде. Никогда.»

 Текст и фото: Григорий Рейхман, Израиль