Как «иранский Шиндлер» спас сотни персидских евреев

На сайте Еврейского телеграфного агенства (JTA) опубликована заметка «Как „иранский Шиндлер“ спас сотни персидских евреев» — про иранского дипломата, который спас жизни сотен своих соотечественников-евреев. Перевод с английского выполнил научный сотрудник Архивного отдела Научно-просветительного центра «Холокост» Роман Жигун. В квадратных скобках — примечания переводчика.

Просим обратить внимание читателя на важное обстоятельство, которое в оригинальном тексте прописано недостаточно чётко: чтобы спасти евреев, мало было доказать, что они не являются иудеями, необходимо было доказать, что они не являются евреями этнически. Нацисты выявляли и уничтожали этнических евреев вне зависимости от того, какую религию они исповедовали и как себя идентифицировали сами.

Абдул-Хусейн Сардари [Каджар] [1914–1981], иранский консул в оккупированной нацистами Франции, спас сотни иранских евреев от верной смерти, причём с героической изобретательностью, достойной его прозвища «иранский Шиндлер».

Сардари устраивал банкеты, завоёвывая доверие некоторых нацистских чиновников, которые не соглашались с расистской политикой Гитлера. Затем он сделал что-то необычное: он изобрёл религию.

Религия Mosaique, адептами которой, по заявлению Сардари, были иранские евреи, описывалась как культ, не связанный с иудаизмом: «Некоторые из шестнадцати миллионов иранцев… являются обращёнными в веру Mosaique… они являются потомками арийской индоевропейской расы, не имеющей отношения к европейской еврейской расе».

Используя нацистскую бюрократию против нацистов же, Сардари «переквалифицировал» 100 иранских еврейских семей и обеспечил их депортацию. Даже потом, после того, как Иран [занятый советскими и британскими войсками] объявил войну Германии в 1942 году, Сардари использовал сотни пустых паспортов, чтобы спасти больше евреев.

К сожалению, история не воздала Сардари должное за его заслуги. Вернувшись в Иран, он был привлечён к ответственности за неподчинение власти, у него отобрали пенсию и имущество, и в конечном итоге он умер в нищете в Лондоне в 1981 году.

Сожалел ли он о своих действиях? После того как Яд Вашем связался с ним в 1978 году, Сардари написал: «Я имел удовольствие быть иранским консулом… поэтому я обязан был спасти всех иранцев, включая иранских евреев».