«Кровавый пролог» бессарабского Холокоста

Молдова. 67-летию еврейского погрома в дни «кровавой недели» — 28 июня — 2 июля 1941 года в Яссах, столице Запрутской Молдовы — посвятил свое исследование молдавский ученый, сообщает корр. АЕН Е. Шатохина.  С большой статьей «Погром в Яссах» — на целый газетный разворот — выступил известный молдавский ученый, доктор истории Петр Шорников в свежем номере еженедельника «Еврейское местечко». Поводом для публикации статьи, актуальной и для сегодняшнего дня, стало не только 67-летие тех событий, унесших в румынских Яссах жизнь15 тысяч евреев и «открывшим ворота» Катастрофы на территории самой Молдавии. Но и то, что «механизм геноцида, пущенный в ход режимом Антонеску на оккупированной территории СССР, был смонтирован и отработан в Румынии». За Яссами последовала Молдавия, где уже в июле 1941 года немецко-румынские войска приступили к созданию более 30 гетто и концлагерей, в которые заточили 100 тысяч евреев. Их собственность была присвоена румынским государством либо его служителями, в лагерях царил голод, к ноябрю — половина узников умерли от мучений или были расстреляны. В своей статье Петр Шорников заостряет внимание читателя на малоизученных или ранее идеологически «отретушированных» фактах и событиях, предшествующих неслыханной жестокости грабежей, насилий и убийств, «поездов смерти», унесших навстречу гибели из Ясс и других румынских городов еще 40 тысяч евреев. Ученый отмечает, что не в одночасье, а на протяжении многих лет официальные лица Румынии толковали об угрозе «иудео-большевизма». События «вызревали» в 20-ые годы XX века и окончательно «оформились» как идеология в конце 30-ых годов — в законах, направленных на маргинализацию нацменьшинств Румынии, в том числе — евреев. Эти законы, как ни странно, принимали… румынские «демократы» — так называемые исторические партии Румынии — «Национал-царанистская» и «Национал-либеральная». Традиционные буржуазные партии выработали и принципы «окончательного решения» в Румынии «еврейского вопроса». А уж потом, «подобно германским нацистам, режим Антонеску ввел для евреев принудительный труд, обязал их носить отличительный знак и т.д., а к лету 1941 года в повестке дня было их уничтожение». Молдавский историк обеспокоен, что сегодня в республике, с начала 90-х годов, «в учебных заведениях преподается курс «История румын», в которой о Ясском погроме — ни слова. Не знают о событиях в Яссах даже студенты-историки».  Правда, как в молдавской национальной, так и в современной румынской литературе (а заодно и в кинематографе, театре, ТВ) тема Холокоста и «кровавой недели» июня-июля 1941 года обходится стороной. Этот факт тем более поразителен, подчеркивает Петр Шорников, что и румынские историки сделали немало для изучения тех событий, издан двухтомник Международной комиссии по изучению Холокоста в Румынии, и даже во времена Чаушеску была выпущена книга «Кровавые дни в Яссах». Полный текст: http://www.aen.ru/index.php?page=brief&article_id=49810