Круглый стол к Дню памяти геноцида цыган

Участники Круглого стола.

Второго августа, во многих странах мира, ежегодно отмечают День памяти геноцида цыган. А третьего августа 2023-го года Центр «Холокост», Федеральная национально-культурная автономия Российских цыган и Региональная еврейская национально-культурная автономии города Москвы провели в российской столице Круглый стол, приуроченный к этой трагической дате.

Степан Деметр, Надежда Деметр.

Открывая мероприятие, сопредседатель Центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), профессор РГГУ Илья Альтман познакомил собравшихся с Энциклопедией «Холокост на территории СССР», с учебным пособием для вузов «История Холокоста и геноцидов. ХХ век» (М.: РГГУ, 2022), где можно найти статью и отдельную главу про уничтожение цыган, с бюллетенями Центра «Холокост». Он также рассказал о научных и образовательных программах Центра «Холокост», о работе магистратуры по изучению Холокоста и геноцидов в РГГУ. И.А.Альтман затронул вопросы терминологии, сообщил о памятниках и памятных знаках в память о жертвах геноцида цыган, которые были установлены в России, поднял вопрос о совместных научных и мемориальных мероприятиях в России.

Он также пригласил пополнить ряды магистрантов представителей цыганского этноса: ближайшие (и последние в этом году) вступительные экзамены в магистратуру состоятся 17-го августа.

Президент Федеральной национально-культурной автономии Российских цыган, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и Антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Надежда Георгиевна Деметер рассказала, как в мире сохраняется память о геноциде цыган, какие термины используются и почему некоторые из них — ошибочны. По мнению Надежды Георгиевны, проект «Вернуть достоинство» Российского еврейского конгресса и Центра «Холокост» — крайне важен для увековечения и цыганских жертв. Она отметила, что в нашей стране и мире до сих пор существует немало обидных мифов и предрассудков об её народе: «Тысячу лет цыгане хранили свой язык и обычаи. Ученые до сих пор ломают голову, как, кочуя из страны в страну и охотно принимая местную религию и культуру, нам удавалось сохранять национальную самобытность?! Сумеет ли выжить наш народ в условиях постиндустриального общества и всеобщей глобализации или растворится среди других этносов, будет зависеть от поддержки государства и всего социума. Но, прежде всего, постарайтесь взглянуть на цыган без предубеждения и избавиться от многочисленных стереотипов! Цыгане служили в армии, сражались за победу во время Великой Отечественной войны. Очень многие погибли, имеют ордена и медали, дошли до Берлина, воевали в разных видах войск. Второго августа мы вспоминаем цыган, погибших во время Холокоста. Это — «забытый Холокост», но мы сейчас делаем все возможное, чтобы он был признан наравне с еврейским. К сожалению, про наш народ, про его огромную роль в победе, как и про наши жертвы в период войны, часто незаслуженно забывают, про нас не упоминают и пр. На грани вымирания сегодня и цыганский язык, в силу того, что он не преподается ни в одном учебном учреждении». 

Руководитель образовательных программ Центра «Холокост», аналитик МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Светлана Тиханкина предоставила коллегам подробные сведения о Международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение», предложив учредить отдельную номинацию для авторов работ о геноциде цыган.

Участники встречи также затронули тему германских компенсаций жертвам геноцида, много говорили и о современном размывании терминов «Холокост» и «геноцид», провели дискуссию — уместно ли с научной точки зрения называть массовые убийства цыган — «Холокостом», или этот термин относится лишь к евреям?

Представитель цыганской молодежи, руководитель Фонда поддержки и развития цыганской культуры «Мы — цыгане» Антощ Ковач (Антон Кузнецов), ранее отдал дань памяти своим погибшим предкам: «Цыган во время войны массово расстреливали, но этого, конечно, никто не фиксировал. Мои родственники тоже пострадали в этой трагедии и были убиты, это произошло прямо на бракосочетании цыганских юноши и девушки. В наши дни, пережившие войну люди умерли или быстро уходят, и «концов уже не найти». Евреи начали фиксировать злодеяния нацистов ещё во время и сразу после Холокоста, принялись бережно собирать все эти данные. И это — крайне важно! У нас же этого долгое время никто не делал, а сейчас, наверное, уже поздно. Вчера я приходил к особому камню — памятнику героям сопротивления в фашистских концлагерях и еврейских гетто в годы Второй мировой войны, расположенному у Еврейского музея и Центра толерантности в Москве. Постоял у него, помолчал, отдав дань памяти своим погибшим родственникам, своим предкам. Считаю, этот монумент — также относится и к нам, цыганам. У евреев и цыган – общая боль.»

«До сегодняшнего момента, не раз лично встречался с представителями ФНКА Российских цыган, обсуждая самые разные темы, в том числе — вопрос сохранения памяти геноцида цыган, а также возможной совместной работы ФНКА Российских цыган с Центром «Холокост», с МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ.» – отметил председатель Совета РОО «Еврейская национально-культурная автономия города Москвы», член Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, член «Объединения горских евреев» в Сокольниках, Спартак Валериевич Якушев. – «Мои коллеги — яркие, умные, веселые, образованные, приятные люди, с которыми у нас, евреев, очень много общего. Искренне рад, что третьего августа такая общая встреча наконец состоялась, и из нее родились новые деловые связи, новые серьёзные договоренности. Глава Благотворительного Фонда «СТМЭГИ» Герман Рашбилович Захарьяев ввёл дату 26-го ияра — молодой религиозный праздник День спасения и освобождения, приуроченный ко дню капитуляции нацистской Германии по иудейскому календарю, этот меценат также многое делает для сохранения горско — еврейской культуры и древнего языка джуури. День спасения и освобождения теперь с особым трепетом и гордостью отмечают почти во всех еврейских общинах России, да и по всему миру. Уверен, для моих цыганских друзей, это — отличный, достойный пример для дальнейших шагов.»

Участники Круглого стола обсудили возможные места проведения совместных церемоний. Илья Альтман, напомнив о памятном знаке в Брянске, где было казнено 7,5 тысяч евреев и цыган, который был установлен в центре города по инициативе местной учительницы, участницы проектов Центра «Холокост» Валентины Сидоренко, высказал мнение, что мероприятия могут проходить и в регионах России.

Профессор РГГУ также предположил, что представители цыганского этноса и еврейской общественности могли бы проводить мемориальные церемонии у скульптурной композиции Зураба Церетели в Парке Победы, недалеко от музея Победы на Поклонной горе: «Этот памятник называется «Трагедия народов» и посвящен всем жертвам нацистского геноцида. Почему-то, данный монумент не используется при проведении подобных памятных акций, что очень жаль.»

Подводя итоги, хочется сказать, что эта плодотворная встреча прошла весьма насыщенно и завершилась достижением ряда договоренностей о будущем сотрудничестве, о различных совместных способах сохранения памяти о жертвах Холокоста и геноцида, о своих героях и Праведниках — людях, спасавших евреев и цыган в период нацистской политики, об установке монументов жертвам общей трагедии в разных городах России. Стороны также решили совместно отмечать предстоящую январскую «Неделю памяти жертв Холокоста», провести конференцию «Судьбы евреев и цыган в годы Великой Отечественной войны: общее и различия», начать активнее знакомить российскую аудиторию с историей цыган.

См.также более подробный материал на эту тему на сайте «СТМЭГИ».