Москва: «Народ Библии в Холокосте» — в КЦ «Покровские ворота»

  Выставка графических работ Лилии Ратнер открылась вчера в Культурном центре «Покровские ворота». В экспозиции представлены работы на темы Ветхого Завета, созданные в 1999-2005 годах, а также новая серия работ 2006-2008 гг. на тему «Народ Библии в Холокосте», где ветхозаветные сюжеты вписаны в трагическую тему Катастрофы.  На открытии выставки была представлен сборник эссе Лилии Ратнер «В поисках смысла красоты», где об изобразительном искусстве говорится как о языке Богопознания. Церемонию открытия выставки вел историк, поэт, христианский публицист Владимир Илюшенко, который отметил, что представленные работы Лилии Ратнер напоминают: «Мировая история развивалась от жертвы к жертве». Он привел слова Папы Бенедикта XVI о Холокосте, который говорил, что фашисты убивали евреев, потому что хотели убить Бога. По словам В.Илюшенко, графика художницы передает «трагедию и любовь к этому народу, который, искупая нас, возносится через печи крематориев к небесам». Карина Черняк определила тему выставки так: «Мир Ветхого Завета глазами человека Нового Завета». Она говорила о произведениях Лилии Ратнер через призму недавнего посещения концлагеря Равенсбрюк, где их обеих поразили не только зверства нацистов, но и осквернение этого святого места после войны, когда там располагалась советская военная база. В связи с этим К.Черняк говорила о важности национального покаяния, которого в нашей стране до сих пор не произошло. Возвращение к теме Холокоста в искусстве в наше время «исторического ревизионизма», когда отрицается и Холокост, и геноцид армян, – это «смелость немногих», отметил историк Церкви, переводчик Джованни Гуайта. Он подарил Лилии Ратнер свою книгу о геноциде армян. Светлана Панич, преподаватель Библейско-богословского института св.апостола Андрея, также говорила о том, что «подлый вопрос» — а был ли Холокост? – заставляет снова и снова возвращаться к этой теме. В этом контексте смелость Лилии Ратнер «укрупняется». По словам С.Панич, нельзя забывать, что «в печах Майданека, Освенцима, Треблинки вместе с этим народом горел Спаситель», о чем свидетельствуют работы художницы. На открытии выставки выступили Александр Зорин, Андрей Лихачев, Сергей Беспалько, Татьяна Зорина. Искусствовед Ирина Языкова прочитала свои стихи — ответ поэту Теодору Адорно, утверждавшему, что «нельзя писать стихи после Освенцима». Графика Лилии Ратнер побудила протоиерея Александра Борисова к размышлениям о том, что «люди разных народов, одинаково принимающие Христа, собираются воедино». Он подчеркнул, что «каждый народ вносит свою лепту, и важнейшую лепту принес еврейский народ, из среды которого вышли Спаситель и Его Мать». На вечере, где говорили о духовном единстве человечества и о невинных жертвах Холокоста, невозможно было не вспомнить о жертвах недавнего землетрясения в Италии. О.Александр предложил пропеть им «Вечную память». Выставка Лили Ратнер продлится до 25 апреля, ежедневно с 11.00 до 22.00, кроме воскресенья. Вход свободный. Справка. Лилия Николаевна Ратнер — художник, искусствовед, преподаватель истории искусств в Общедоступном Православном Университете, основанном протоиереем Александром Менем, участник многих выставок в России (в частности, выставки в Манеже в 1962 году, разгромленной Н.С.Хрущевым) и за рубежом. Занималась монументальной живописью, ее монументально-декоративные панно были представлены на выставках в Канаде, Японии, Индии. Персональные выставки проходили в Польше, Чехословакии, США, Франции. Полный текст