Немецкий куратор возвращает еврейским семьям реликвии, потерянные во время Холокоста

Матиас Венигер надел пару белых матерчатых перчаток и осторожно поднял потускневший серебряный подсвечник в поисках пожелтевшей наклейки на его дне.

Подсвечник — один из 111 серебряных предметов в Баварском национальном музее, которые нацисты изъяли у евреев во время Третьего рейха в 1939 году. Именно тогда они приказали всем немецким евреям сдавать свои личные серебряные предметы в ломбарды по всему рейху — один из многих законов, созданных для унижения, наказания и исключения евреев из общества. То, что началось с антиеврейской дискриминации и преследований в 1933 году, после того как нацисты пришли к власти в Германии, привело к убийству 6 миллионов европейских евреев и других лиц во время Холокоста до того, как Вторая мировая война закончилась капитуляцией Германии в 1945 году.

Венигер, который является куратором мюнхенского музея и наблюдает за реституцией предметов из его коллекции, поставил перед собой задачу вернуть как можно больше серебряных предметов потомкам первоначальных владельцев. «Эти серебряные предметы, сданные в ломбарды, часто являются единственными материальными вещами, которые остались от бытия, уничтоженного Холокостом», — рассказал Венигер в интервью «Associated Press» на прошлой неделе в музейной мастерской, где он продемонстрировал некоторые серебряные предметы, которые еще предстоит вернуть. «Поэтому очень важно попытаться найти семьи и вернуть им предметы», — добавил он.

Тысячи предметов, отобранных у евреев, были переплавлены примерно в 135 тонн серебра и использованы для помощи Германии в военных действиях. Но в нескольких музеях оказались сотни серебряных изделий, таких как подсвечники, в которых зажигали свечи накануне шабата, чаши для кидуша, серебряные ложки и подставки для тортов. Некоторые из предметов были возвращены пережившим Холокост в 1950-х и 1960-х годах, если они выступали и активно пытались вернуть изъятое. Но многие бывшие владельцы были убиты во время Холокоста или, если им удавалось бежать от нацистов, оказывались в самых отдаленных уголках земного шара.

«Две трети последних владельцев не пережили Холокост, — заявил Венигер. Несмотря на эти трудности, а также благодаря сочетанию тщательной детективной работе, самоотверженности и глубокого знания истории, Венигеру удалось вернуть около 50 предметов членам семьи и родственникам первоначальных владельцев. Он убежден, что сможет вернуть почти все оставшиеся объекты к концу этого года. Во-первых, он ищет личность первоначальных владельцев. Маленькие пожелтевшие бумажные наклейки на некоторых предметах часто помогают его усилиям. Их ставили на предметы ломбарды — свидетельство навязчивой бюрократии немцев даже во времена диктатуры и войны. Номера на наклейках также указаны на документах более чем 80-летней давности с именами евреев, которым пришлось отдать свое серебро — иногда любимые реликвии, которые передавались в семьях из поколения в поколение. Как только Венигер узнает имена владельцев, он начинает искать еврейские некрологи и генеалогические базы данных в надежде, что прямые потомки или более дальние родственники могли разместить свои имена в Интернете. «Итак, вы переходите от одного поколения к следующему, и в итоге вы получаете телефонные книги… с LinkedIn, с «Фейсбуком», с «Инстаграмом» (управляющая социальными сетями компания «meta» признана в РФ экстремистской организацией) или с адресами электронной почты, которые соответствуют члену младшего поколения этой семьи», — пояснил исследователь.

Венигер говорит, что в большинстве случаев ему везет, и он может найти нужных родственников. Большинство потомков проживает в Соединенных Штатах и Израиле, но музей уже или находится в процессе реституции серебряных изделий во Францию, Великобританию, Австралию и Мексику. Венигер лично доставляет изделия семьям. Ранее в этом году он ездил в США, а на прошлой неделе вернул 19 предметов семьям в Израиле. Там Венигер встретился с 53-летней Хилой Гутманн и ее 86-летним отцом Бенджамином Гутманном в их доме в Кфар-Шмарьягу к северу от Тель-Авива и вручил им небольшой серебряный кубок. Венигеру удалось разыскать семью с помощью службы розыска «Маген Давид Адом» — израильской версии Международного комитета Красного Креста. Чаша, вероятно, использовалась для кидуша, чтобы благословить вино накануне шабата, но никто не знает наверняка, потому что ее первоначальные владельцы, баварский торговец скотом Саломон Гутманн и его жена Каролина, дедушка и бабушка Бенджамина, были убиты нацистами в лагере смерти Треблинка. «У нас было смешанное чувство, когда мы вернули кубок», — заявила Хила Гутманн. — Потому что ты понимаешь, что это единственное, что от них осталось. В то время как бабушка и дедушка Бенджамина Гутмана были убиты во время Холокоста, их сын Макс — отец Бенджамина — выжил, потому что бежал от нацистов в британскую Подмандатную Палестину, которая сейчас является Израилем. Несмотря на боль, вызванную потерей и возвращением серебряного кубка, Гутманны говорят, что счастливы получить его обратно и планируют использовать его на церемонии со всеми своими родственниками в Рош а-Шана, еврейский Новый год, в сентябре. Что касается Венигера, то Гутманны не могут не похвалить его и его работу. «Он действительно предан этому делу», — заявила Хила Гутманн. «Он так бережно относится к этим маленьким предметам — как к святыням».

Источник.