О книге Е.А.Ивановой «Вызывая огонь на себя»

О книге Е.А.Ивановой «Вызывая огонь на себя», вышедшей в серии «Российская библиотека Холокоста» с подзаголовком «Положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.»
Есть книги, читать которые без кома в горле невозможно. Это «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, это «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич, это роман-документ «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, это поэма «Бабий Яр» Евгения Евтушенко, это «Черная книга» В.Гроссмана и И.Эренбурга и многие другие публикации. В их число, безусловно, войдет и книга сельской учительницы из Дубровки, внучатой племянницы Ф.М. Достоевского Елены Алексеевны Ивановой «Вызывая огонь на себя», вышедшая в серии «Российская библиотека Холокоста» с подзаголовком «Положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.».

Судьба книги не была легкой. На рубеже 1960-1970-х гг., когда Е.А. Иванова собирала материалы о положении евреев при оккупационном режиме и о партизанском подполье, на еврейскую тему было наложено негласное табу. Поэтому только отдельные материалы изредка публиковались на страницах газет «Красная Звезда», «Учительская газета», «Литературная газета» и «Брянский рабочий». Книга, о которой идет речь, появилась в печати уже после смерти ее автора.

Елену Алексеевну, русского православного человека, глубоко волновала судьба еврейского народа во время Великой Отечественной войны. Последние десять лет своей жизни Елена Алексеевна записывала рассказы о погибших и свидетельства чудом уцелевших в горниле Холокоста евреев, собирала документы и фотографии не только о мирных жителях, но и о деятелях еврейского движения Сопротивления.

Елена Алексеевна Иванова не раз приезжала в Рославль. Поэтому есть в этой книге и сведения о тех, кто погиб в Рославльской тюрьме, кто был расстрелян в Бухтеевом рву. Вот, например, рассказ Зинаиды Исаевны Рыскиной:
«Мы живем в Дубровке с 1933 г. Приехали сюда из Рославля… Началась война. Погибла моя сестра Юлия Исаевна, по мужу Щербакова, ранее Торбочкина. Петр, муж Юли, проводил семью до Москвы, а Юля с детьми оттуда уехала в Рославль к свекрови. Свекровь ее говорит: «Ты, Юля, не похожа на еврейку, светлая. Тебя здесь не знают. У тебя маленькие дети. Оставайся здесь с нами…». У Юли мальчику было три года, а девочке только шесть месяцев. Года два свекровь ее сберегла. Но сестра мужа пошла в комендатуру и заявила, что у них прячется еврейка. Раза три полицейские приходили, но свекровь всегда говорила: «Нет у нас никого».
В последний раз ее в подвале нашли и забрали вместе с детьми. Юля сидела с детьми в Рославльской тюрьме… Их расстреляли.
Брат мой Торбочкин Михаил Хаймович погиб на фронте. Он до войны работал на вагоноремонтном заводе в Рославле…
В Рославле погибли три моих двоюродных брата, молодые люди 18-20 лет, еще неженатые: Александр, Михаил и Фанон Давыдовичи Иткины… Когда мать узнала о гибели всех трех сыновей, она вскоре умерла, не вынесла этого…
…Лилю Генуховну Дыманд (по мужу она теперь Егудина) фашисты девочкой в костер бросили. У нее на всю жизнь ноги обожженными остались. Случайно подоспевший партизан спас ее и ее мать-врача…».
Есть в книге и рассказ о жителях деревни Жилинки Рославльского района – семьях Коганов и Арановичей, сведения о родных известного авиаконструктора С.А.Лавочкина.
Упоминаю об этом здесь специально – возможно, в Рославле есть родственники или знакомые этих людей, которые из книги Елены Алексеевны Ивановой смогут узнать какие-то подробности об их судьбе.
Книга написана очень простым языком, сохраняющим неповторимую интонацию тех людей, с которыми беседовал автор. Но эта простота только подчеркивает трагичность рассказов.
«Это бесценный источник как о Холокосте, так и о людях, сохранявших и сохранивших память о нем в годы, когда о еврейских жертвах не принято было говорить публично, становится достоянием общественности», — написал в предисловии к книге Е.А.Ивановой Илья Альтман, российский историк, кандидат исторических наук, основатель и сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ.