О Холокосте и еврейском героизме

В Иерусалимской русской библиотеке состоялось и открытие нового книжного фонда, где будут храниться книги ветеранов Второй мировой. В публикации есть все необходимое для оценки события, но я, как историк, не согласен с автором, утверждающим, что «до последнего времени даже в лучших произведениях, посвященных трагедии европейского еврейства, очень мало говорилось о том, как евреи боролись с фашизмом, как совершали подвиги…»Напомню: одним из первых художественных произведений, в котором читатель бывшего СССР увидел евреев, не только идущих в Бабий Яр или газовую камеру Аушвица, но и в бой (еврейку-снайпера Раису Альпер), был роман Ильи Эренбурга «Буря»(1947 год). Об этом, в частности, говорила в марте 2013 года на Международной конференции в «Яд ва-Шем» профессор Еврейского университета Леона Токер. Другой участник конференции, профессор Бар-Иланского университета Бэр Котлерман, отметил: в годы войны советские еврейские поэты (например, Бузи Миллер) писали о Биробиджане как о месте национального спасения и возрождения. С согласия властей и НКВД местным ГОСЕТом была поставлена пьеса Гершеля Рабинкова «В горах Крыма» — о евреях, воевавших и погибших в партизанском отряде. В произведениях и театральных постановках еврейские деятели литературы и искусства обращались к корням, к подвигам легендарных Маккавеев, Самсона, а в отношении к нацистским палачам руководствовались танахическими заповедями мести. Маргарита Алигер напоминает «о потомках гордых Маккавеях, тысячах воюющих евреях, славных офицерах и бойцов». Уникальной стала и автобиографическая книга одного из старейших писателей на идише Миши Лева «Партизанскими тропами». Она вышла накануне убийства Михоэлса и стала достоянием русскоязычных читателей в конце 1950-х. А.Рыбаков в романе «Тяжелый песок» показал восстание в гетто еще в 1970-е. Есть пример и из зарубежной литературы — еврейский солдат Ной Аккерман в романе Ирвина Шоу «Молодые львы». «Мы мало знаем о восстаниях в Варшавском гетто и о Собиборе… Гораздо больше нам известно об Освенциме, Бухенвальде и других лагерях смерти, где евреев тысячами сжигали в газовых камерах», — пишет автор публикации. Но так ли это? Не следует обобщать. Если речь о новых репатриантах из бывшего СССР — возможно, так оно и есть. Но если о коренных израильтянах или старожилах, то это не соответствует действительности. Борьба и гибель героев Варшавского гетто, подвиг сподвижников Мордехая Анилевича, сражения выживших основателей первого музея Шоа в Израиле – «Бейт Лохамей а-геттаот» близ Нагарии, Антека Цукермана и Цивьи Любеткин за сохранение памяти — вот примеры, на которых после провозглашения Еврейского государства воспитывали «нового израильтянина» без галутных комплексов. Как заметила историк Холокоста профессор Беэр-Шевского университета Хана Яблонка, израильское общество тогда прошло процесс «от информированности до знания», давший мощный импульс к новым исследованиям Холокоста. Не обошлось без «перекоса» в сторону трагедии Шоа, гораздо меньше писали и говорили об еврейском героизме. Поездки юных израильтян в Польшу помогли расширить знания о борцах Варшавского гетто. На учительских семинарах в «Яд ва-Шем», на местных церемониях в День памяти жертв Холокоста и героизма еврейского сопротивления широко использовались воспоминания узников и участников восстания. Для репатриантов из СССР-СНГ тему Варшавского гетто открыл покойный ныне писатель, бывший сотрудник «Яд ва-Шем» Анатолий Кардаш, чей переосмысленный перевод книги польско-еврейского историка Бернарда Марка («Внимание, евреи!» М, 1990), стал «первой ласточкой» в русскоязычной историографии по этой теме. Затем в прессе на русском языке появились переводы статей с иврита о бундовце Мареке Эдельмане; с английского и иврита — о «бейтаровце» Павле Френкеле. За что отдельное «спасибо» бывшему министру обороны Моше Аренсу и журналисту и писателю Давиду Шехтеру. О единственном еврейском победоносном восстании в системе гитлеровских лагерей смерти под командованием военнопленного, офицера Александра Печерского в Собиборе израильтяне узнали от уцелевших участников восстания — новых репатриантов. Знали об этом и в бывшем СССР, но — замалчивали еврейскую «составляющую». В Израиле, благодаря репатриантам из бывшего СССР, одна из улиц в Цфате носит имя Печерского, в 2012 году памятник героям воздвигнут в Гиватаиме, где живет единственный из ближайших сподвижников героя Семен Розенфельд. Просветительский вклад статьями в «НН» внес друг Печерского, «отказник» Лазарь Любарский… Огромная заслуга в просвещении израильтян принадлежит Военно-историческому музею «Энергия мужества», созданному и возглавляемому военным историком Давидом Зельвенским. Двадцатилетний опыт уникального музея, отмечающего в этом году юбилей, обобщается ветеранскими организациями Израиля, а также на международных научно-практических конференциях за рубежом. На основе уникальной передвижной экспозиции «На линии огня» в вузах и школах России увидели впечатляющую картину фронтового братства, без которого не могло быть Победы. В Ашдоде бывшие узники гетто и концлагерей амуты «Зикрон» проводят со школьниками «уроки мужества», а ветераны и инвалиды Второй мировой участвуют в экскурсиях в созданном музее Героизма и Холокоста. Кстати, в Ашдоде установлено не менее дюжины памятных знаков по теме Катастрофы и героизма евреев в вооруженной борьбы против нацизма. В этой заметке автор лишь «пунктирно» попытался показать: знаний по теме накоплено немало. Да, школьникам недостает конкретики. Но не все потеряно, если ускорить перевод новой книги на иврит и на английский. И, пока живы ветераны Второй мировой, готовить новые выпуски воспоминаний…Источникфото: Воины ЦАХАЛа на встрече с ветеранами Второй мировой в музее «Энергия мужества»(г. Хакера). Фото Григория Рейхмана