Сборник статей о судах над нацистскими преступниками и их пособниками в странах соцлагеря

Институт имени Ф.Бауэра (Франкфурт – на – Майне) подготовил сборник статей Investigating, Punishing, Agitating. Nazi Perpetrator Trials in the Eastern Bloc. (Расследование, наказание, агитация. Суды над нацистскими преступниками в Восточном блоке). // J.v. Putkammer, K. Rauschenberge, and S. Steinbacher (eds). —  Göttingen 2023).  

В нем опубликована статья профессоров РГГУ Ильи Альтмана и Кристины Винклер (Германия)  «Еще несколько дней из жизни Ивана Денисовича. Советское правосудие и виновники Холокоста», в которой анализируются особенности судебных процессов над нацистами  и их пособниками в Советском Союзе с 1943 года.

К 1953 году эти процессы привели к многочисленным обвинительным приговорам за преступления против советского народа, но игнорировали тот факт, что самую большую группу жертв составляли евреи.

Авторы отмечают, что когда в Западной Германии истекал срок давности за нацистские преступления, советские власти попытались повлиять на возобновление судебных расследований.

После того, как писатель и переводчик Лев Гинзбург опубликовал в 1963 году несколько статей о недавних уголовных делах, связанных с убийством мирных жителей в Краснодаре, советские власти передали их западногерманской прокуратуре для стимулирования расследования.

Сравнение пяти рассмотренных в сборнике стран (Чехословакия, ГДР, Венгрия, Польша, Советский Союз) показывает, что в каждой из них (за исключением Чехословакии), в 1960-х годах существовал общественный дискурс о Холокосте.

Хотя судебные процессы всегда имели политическую повестку и обычно планировались службами государственной безопасности, они в основном основывались на законных расследованиях, включая интенсивный допрос свидетелей и сбор документов. Восточная Германия часто фокусировалась на немецких преступниках; в других странах упор делался на местных коллаборационистов: так называемых «травников», католических священнослужителей или эмигрантов.

В сборнике прослеживаются как общие линии этих процессов, так и частные случаи. Это способствует дифференциации судебного преследования нацистских преступлений в Восточной и Центрально-Восточной Европе и соответствующих политических и правовых условий.

См.книгу (ПДФ-файл).