В столице Германии завершился семинар по теме Холокоста для педагогов из России и Украины. По словам сопредседателя Центра «Холокост» Ильи Альтмана, этот семинар стал свидетельством продолжения и углубления сотрудничества с Музеем Ванзейской конференции – одним из ведущих учебных центров Германии по теме Холокоста. Оно началось ровно год назад с поездки 8 учителей из России и Беларуси. «Сейчас мы привезли 14 педагогов, которые представляли несколько институтов повышения квалификации (Москва, Псков, Иванов), представителей общественных организаций и музеев Москвы и Киева, преподавателей истории из Подмосковья, Карелии, Брянской области, Нижнего Новгорода. Признаюсь, что отобрать участников было нелегко. В начале учебного года мы разослали информационные письма всем педагогам, которые не6сколько лет назад стажировались в знаменитом музее «Яд Вашем» и успешно продолжают вести занятия по теме. Главный критерий отбора – работа с педагогами своего региона на уровне семинаров и организации конкурсов» — подчеркнул руководитель делегации.7 дней в Берлине были яркими (не только благодаря отличной погоде), но и чрезвычайно насыщенными. Глубокие лекции эксперта ТАСК Форс, руководителя образовательных программ Музея Ванзейской конференции д-ра Вольфа Кайзера, проведенные им мастер-класс, занятия с экспонатами Музея прекрасно говорящей по-русски Ульрики Хун, глубокие и интересные лекции д-р Ингрид Домарофф вызвали неподдельный интерес и вопросы участников семинара. Впрочем, говорить им пришлось не меньше, чем гостеприимным хозяевам. Глубокий анализ источников и мастерские методические комментарии профессора Сергея Козленко (МИОО), искрометные и яркие образы на основе анализа исторических источников , представленные Юлией Смилянской (Украинский Институт иудаики), неподдельный интерес к историко-философским проблемам Валерия Иванова (Петрозаводск) вели к интересным дискуссии, которые проходили не только в залах Музея, но и продолжалась в ходе прогулок у Ванзейского озера и даже по дороге в аэропорт. Нужно отдать должное немецким коллегам – они стремились не только поделиться своим опытом, но и узнать о реакции своих гостей, проявив отнюдь не дипломатическое умение слушать не только комплименты, но и конструктивные предложения. Практически каждый день участники стажировки посещали новый музей или мемориал, школу, либо памятное место Холокоста. Они встречались нам даже в центре Берлина: впервые каждый из нас побывал в необычном музее, расположенном в помещении бывшей мастерской по изготовлению щеток для обуви. Хозяин мастерской, лишившийся зрения, укрывал до 1944г. как «полезных евреев» несколько еврейских семей. Он не терял с ними связь и после отправки в Терезенштадт, сумев спасти одну из своих работниц уже из филиала Освенцима. Все музея раскрывали разные темы: Еврейский музей показал жизнь евреев Германии до прихода Гитлера, бывший концлагерь Заксенхаузен, «платформа 17», откуда на восток увозили евреев столицы Рейха и знаменитый Берлинский мемориал ( учительница их поселка Дубровка Татьяна Жукова буквально в первом же зале увидела сделанную ею фотографию при открытии памятника заживо сожженным землякам-евреям) по-разному, но с огромной силой показали этапы «окончательного решения». Музей Карлсхорст, где была подписана капитуляция нацистской Германии, символизировал цены Победы и героизм нашей Армии ( кстати, созданная здесь в 1995 г. экспозиция едва ли впервые в мире довольно детально отразила Холокост на территории СССР). Две экскурсии по берлинским школам сопровождались настоящим «перекрестным допросом» немецких коллег, оказавшимися уроженцами Москвы и Минска. Знания о немецкой системе образования, проведении внеклассных занятий в Музеях (один раз в месяц школа выбирает 6-ти часовое занятия за ее пределами), опыт просмотра и обсуждения фильма «Мальчик в полосатой пижаме» наверняка пригодятся всем слушателям семинара, организованного благодаря гранту Клеймс конференс (США). Отзывы о семинаре здесь