Флоридский музей Холокоста получил лодку, в которой датские евреи спасались от нацистов

С 1992 года, когда Флоридский музей Холокоста выставил товарный вагон, использовавшийся нацистами для перевозки еврейских заключенных в концентрационные лагеря, Ирен Вайс хотела приобрести одно из датских рыболовецких судов, которые перевезли более 90% евреев этой страны в безопасное место в Швеции.

“Это показывает, что есть две стороны, два выбора”, – заявила Вайс, бывший директор музея Санкт-Питерсберга. “Один из них — это средство для убийства людей. Другой — это средство спасения людей”. Среди спасенных были родители Вайс. 21 декабря Вайс достигла своей цели, когда одна из этих рыбацких лодок была доставлена на склад Ларго, где она будет выставлена на всеобщее обозрение, возможно, в течение года.

34-футовое 10-тонное деревянное судно под названием “Тор” было куплено у торговца лодками, получившего его от семьи рыбака, который использовал его для перевозки евреев из Дании. Завернутая в защитный чехол лодка была доставлена грузовым судном в Южную Флориду, а затем на грузовике в Ларго, где кран поднял ее на ролики, которые позволили вкатить на склад. Партнером Вайс в этом начинании была Марго Бенсток, чьи родители также были среди тех, кого переправили из Дании на рыбацкой лодке.

Германия вторглась в Данию в 1940 году. Три года спустя нацисты начали подготовку к уничтожению еврейского населения Дании. Предупрежденная о готовящемся геноциде, страна работала сообща, чтобы спасти как можно больше своих граждан. “В течение трех недель 300 рыбацких лодок спасли более 7200 евреев и 500 членов семей, которые не были евреями”, – рассказала Вайс. Те, кто спасался бегством, обычно прятались в лодочных люках, где хранилась рыба. “Иногда рыбаки клали на них рыбу, чтобы спрятать их на случай, если рыбаков встретят нацисты”, – рассказала временный исполнительный директор музея Эрин Бланкеншип. “Путешествие занимало несколько часов, но могло занять больше времени, если они пытались уклониться от патрулирующих судов”.

Вайс рассказала, что ее мать сначала отправилась на остров, а затем в Швецию. “Мы всегда слышим истории жертв, отправившихся в концентрационные лагеря, которые, очевидно, следует рассказать”, – заявила Вайс. “Но нам также нужно знать истории тех, кто был спасен, и тех, кто спас их. Это история гуманности”.

Источник.