««Фуга смерти» об опыте Холокоста»

В Париже проходит выставка германского художника Ансельма Кифера, посвященная германскому поэту Паулю Целану. Их объединяет история Германии, самые ужасные ее страницы, которые им пришлось перечитывать уже во Франции. Огромные мрачные полотна под черной крышей нового Гран-Пале говорят о стыде и гордости за собственную страну, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Ансельм Кифер родился ровно за два месяца до капитуляции. Для его семьи День Победы стал днем поражения. Не то чтобы он сожалеет хоть на минуту о падении гитлеровского режима, но история Третьего рейха оказалась таким образом его историей.

Отсюда одна из первых провокационных работ «Оккупация», когда, нарядившись в отцовский мундир капитана вермахта, он снимался в знаковых точках изнасилованной фашизмом Европы с рукой, поднятой в гитлеровском салюте. Эта работа 1969 года поссорила его со многими — и с теми, кто решил, что он издевается над памятью отцов, и с теми, кто счел, что он невольно солидаризируется с оккупантами.

Для него же это был опыт переживания судьбы родной страны, превратившейся в ненавидимое миром чудовище. Не зря эти фотографии-холсты выставлены в Гран-Пале в виде инсталляции в огромном железном шкафу, как скелеты подсознания.

Читать подробнее…