ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПАМЯТИ…

«На днях я с ученицами нашей школы вернулась из 4-дневной поездки по Северному Кавказу, в маршруте которой были Минводы, Пятигорск и Северная Осетия — Алания с Владикавказом и Бесланом. Решилась на такую поездку после прошлогоднего образовательного Всероссийского семинара по Северному Кавказу «Дети – жертвы Холокоста и террора: культура памяти», организованного НПЦ «Холокост» (г.Москва), куда я была приглашена в составе 5 преподавателей России.
Тогда я впервые побывала в Беслане 3 сентября — в день мемориальной церемонии, посвященной освобождению заложников в школе. Именно тогда я узнала, что в Алании с 2005 г. дети не отмечают День знаний и не учатся с 1 по 3 сентября в связи с трауром по погибшим. Когда я всё увидела своими глазами: в пулях стены классов и школьного коридора, обгорелый спортзал, шведскую стенку и баскетбольные кольца, проваленный пол, дыры в котором задрапированы гвоздиками, обвалившуюся при штурме крышу и на стенах фотографии погибших целыми классами ребят — мне захотелось всё это показать молодому поколению, чтобы оно осознало свою значимость, уязвимость и мужество.
Первый день поездки. Ни задержка с полётом, ни огромная разница в погодных условиях (здесь — +35, а у нас-то на Урале — 12 градусов и дожди!), ни усталость не помешали, и мы успели побывать на месте массового расстрела фашистами 7500 человек, свезенных со всего Северного Кавказа в сентябре 1942 г., где мемориал жертвам Холокоста в районе современного международного аэропорта увековечил их память.
А далее — Пятигорск и отъезд оттуда во Владикавказ — столицу Северной Осетии-Алании. Программу поездки и маршрут я составляла сама, и очень рада, что за это время девушки, ученицы 9-11 классов, познакомились с этой республикой: с её жизнью и обычаями, достопримечательностями и живописными пейзажами. Побывав на 7-часовой экскурсии по Золотому кольцу Осетии по четырём ущельям, посетили предполагаемое место гибели съемочной группы С. Бодрова в Кармадонском ущелье, Даргавсский некрополь, Аланский Успенский мужской монастырь — самый высокогорный монастырь в России, горный арт-объект буквы А — второй букве осетинского алфавита, а у реки Фиагдон – памятник «Журавли», посвящённый семи осетинским братьям, ушедшим в годы Великой Отечественной войны на фронт, откуда ни один из них не вернулся… Эта семейная трагедия нашла отражение в стихотворении Р. Гамзатова.
Третий день пребывания на Северном Кавказе — 3 сентября – оказался самым тяжёлым: Беслан… А вначале — Мемориальный музей памяти жертв и героев Холокоста имени А. Печерского, главная задача которого — «сохранять светлую память о пострадавших и выживших в аду Холокоста». Полуторачасовая экскурсия, проведённая членом общественной палаты РСО-Алания, заместителем председателя общественной еврейской организации «Мир – Шолом» А. С. Хариным, познакомила моих учениц с памятником воинам – евреям, выходцам из Северной Осетии, с тем, что место их уничтожения, которое мы посетили в Минводах, является вторым в России по численности уничтоженных после ростовской Змиёвской балки… Анатолий Соломонович раскрыл значение понятия «Холокост», его отличие от термина «геноцид», рассказал об Александре Печерском — офицере Красной армии, организаторе единственного успешного восстания в лагере «Собибор», в котором были убиты около 250 тысяч человек, о том, что среди осетин звания Героя Советского Союза удостоились 35 человек. Завершил он рассказ о бесланской трагедии, предваряя нашу поездку.
И вот он, Беслан, вот та школа, тот спортзал…Всё, что я увидела в прошлом году, мои ученицы увидели своими глазами… Они не только видели, но и слушали. Они плакали, когда слушали мою тёзку Анету Гадиеву, которая с двумя детьми стала заложницей во время теракта. Её старшая, 9-летняя, дочь пожертвовала собой ради спасения матери с грудной младшей сестрой… С девочками беседовала и Рита Сидакова, у которой во время теракта сгорела в спортзале единственная дочь… Мои девочки видели, как плакали их ровесники, приехавшие в этот день из разных уголков страны, прошли с Крестным ходом до «Города ангелов», где под звуки метронома звучали имена, имена, имена…
Утро после Беслана, умытое дождём, свежее и по-летнему тёплое, мы встречали в Пятигорске. Наш путь лежал по лермонтовским местам: через памятник поэту скульптора А. М. Опекушина в центре Пятигорска к музею «Домик М. Ю. Лермонтова», через Академическую галерею, где собиралось «водяное общество» и куда отправился лермонтовский, недавно прибывший в Пятигорск офицер Печорин, через грот Лермонтова, где главный персонаж романа «Герой нашего времени» встречался с Верой, и грот Дианы, который поэт часто посещал, а за несколько дней до роковой дуэли организовал бал. К месту гибели, как и многие туристы, мы приехали на трамвае. Здесь, у самого подножия Машука, 15 июля 1841 г. состоялась дуэль поэта с русским офицером Н. Мартыновым…
Полёт в Челябинск прошёл без задержки. Мы вернулись из насыщенной экскурсиями, эмоциями и впечатлениями поездки. И я рада, что в поездке мои девушки за это время впервые многое повидали и узнали, вели себя очень достойно, не доставили мне хлопот, не истерили, сопереживали, а их родители все это время держали кулачки за нас.
Хочу выразить огромную благодарность всем, кто способствовал этой поездке:
— НПЦ «Холокост» (г. Москва), который своим содержательным образовательным семинаром в 2022 г. по Северному Кавказу стал мотивацией для такой поездки;
— моей дочери, Дарье Филипповой, инженеру-энергетику, не только поддержавшей меня при организации поездки, но и отправившейся с нами, дочь помогала мне проводить экскурсии;
— родителям, доверившим мне своих детей;
— сопредседателю комитета «Матери Беслана» Анете Николаевне Гадиевой, с которой я познакомилась прошлом году в Беслане на образовательном семинаре и которая сориентировала меня по маршруту «Владикавказ – Беслан»;
— Акопяну Михаилу Борисовичу, члену Союза журналистов, представителю НПЦ «Холокост» по Ставрополью, организовавшему для нас экскурсию к мемориалу в Минеральных Водах;
— Харину Анатолию Соломоновичу, председателю региональной общественной еврейской национально-культурной организации «Мир-Шолом» РСО-А;
— Администрации Чебаркульского муниципального района, частично оплатившей ученицам проживание во Владикавказе.
Текст, фото: Анетта Филиппова, учитель русского языка и литературы МОУ «Травниковская СОШ» Чебаркульского района, Челябинской области.»