«Яд ва-Шем». «Архитектура смерти» выставлена на всеобщее обозрение

Иерусалим. В мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» открылась выставка «Архитектура убийства: чертежи Аушвица — Биркенау».  Ее посетит премьер-министр Биньямин Нетаниягу перед полетом в Польшу для участия в торжественно-траурных мероприятиях в Кракове и Освенциме. С виду выставленные в зале чертежи и рисунки (и в этом мои коллеги – журналисты вполне правы) напоминают заурядный типовой проект. Здание с высокой трубой, типично заводская постройка. Сторожевая башня над воротами в виде арки. На большом чертеже – прямоугольники жилых строений. Только вот  подпись «ответственного лица» — двойное латинское «HH» — «Генрих Гиммлер» дает возможность «идентифицировать» каждое из выполненных в чертежах строений, как одно из звеньев «фабрики смерти» — это бараки узников, газовые камеры и крематории. Накануне освобождения лагеря советскими войсками нацисты сожгли архивы, стремясь максимально скрыть следы преступлений против человечности, они же взорвали газовые камеры и крематории, на основании чего отрицатели Холокоста и сегодня пытаются фальсифицировать историю Катастрофы, преуменьшить ее масштабы, в том числе и массовых убийств в Освенциме. Чертежи «Освенцим -Биркенау» сохранились и были найдены пару лет назад в Берлине. Немецкая газета «Бильд» приобрела их и опубликовала в прошлом году, представив миру коллекцию из 29 чертежей, после чего коллекция была передана премьер-министру Израиля Биньямину Нетаниягу. Накануне открытия экспозиции председатель совета директоров «Яд ва-Шем» Авнер Шалев провел для журналистов экскурсию, детально остановившись на каждом из чертежей, разработанных с немецкой педантичностью архитекторами в серой военной форме с рунами СС в черных петлицах. Планы детально иллюстрируют не только создание Освенцима как концлагеря, но и позволяют в динамике проследить, благодаря графическим иллюстрациям, динамику целенаправленных усилий  по осуществления окончательного решения «еврейского вопроса», подчеркнул он. Мы знаем, что поначалу Освенцим был концентрационным лагерем, он должен был выполнять и функции лагеря для военнопленных с началом претворения в жизнь плана «Барбаросса», т.е. войны Германии против СССР.   С  началом массового уничтожения советского еврейства (начиная  22 июня 1941 года)  он начал превращаться в фабрику по уничтожению сотен и сотен тысяч людей, — отметил А. Шалев, — Германия создала целую индустрию уничтожения, включая предприятия по производству «Циклона Б», которым уничтожали тысячи людей, превращая их тела в пепел… Самое страшное, по его мнению, что люди, выполнявшие чертежи, не задавали себе вопросов, для чего послужат их чертежи, как их используют для создания фабрики смерти, что стоит за архитектурными чертежами. Это означает, что творцы и архитекторы отвергли для себя такое понятие как человечность, святость жизни, что является основами цивилизации. В этих чертежах – степень низости человеческого падения. Таким образом, созданный ими рукотворный ад по имени Аушвиц – Биркенау является, с одной стороны, символом Катастрофы, с другой – символом Вселенского Зла. Мы используем в экспозиции свидетельства и оценку событий как переживших Катастрофу, с одной стороны, так и свидетельства палачей…Подготовил Григорий Рейхман (Израиль), фото автора