V ежегодный семинар для преподавателей еврейских школ СНГ и Балтии

V ежегодный семинар для преподавателей еврейских школ СНГ и Балтии
Семинар для преподавателей темы Холокоста, работающих в школах с еврейским этнокультурным компонентом в странах СНГ и Балтии, был организован научно-просветительным центром «Холокост» при участии Российского еврейского конгресса. Поддержку в проведении семинара оказали так же Клэймс конференс, Еврейское Агентство в России, ОРТ России и Региональный центр по моделированию деятельности учреждений с этнокультурным еврейским компонентом образования.
Участниками семинара стали учителя, методисты, директора школ из России (Москва, Петербург, Самара, Новосибирск, Волгоград, Биробиджан), Украины (Белая Церковь, Днепропетровск), Беларуси (Минск), Казахстана (Алматы), Узбекистана (Ташкент), Литвы (Вильнюс), Эстонии (Таллин).
Торжественное открытие семинара состоялось 1 ноября в большом зале Мемориальной синагоги на Поклонной Горе. Перед собравшимися выступили президент Фонда «Холокост», член Общественной палаты РФ Алла Гербер, сопредседатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман, исполнительный вице-президент Российского еврейского конгресса Николай Пропирный, глава московского представительства Еврейского агентства в России Хаим Бен-Яков. Все выступавшие говорили о важности преподавания темы Холокоста для будущего еврейской общины, особенно сегодня, в условиях роста в мире ксенофобии и антисемитизма. Николай Пропирный подчеркнул, что именно сохранение исторической памяти о Катастрофе европейского еврейства дает надежду на предотвращения подобных трагедий в будущем. Исполнительный вице-президент РЕК рассказал о новой программе под условным названием «Бабьи Яры Европы», которую РЕК проводит совместно с Европейским еврейским конгрессом и Европейским еврейским фондом при содействии НПЦ «Холокост». Программа посвящена установлению мест массовых расстрелов еврейского населения и установке в местах трагедий памятных знаков.
После завершения торжественной части участники семинара посетили первый и пока единственный в России Музей еврейского исторического наследия и Холокоста, расположенный в Мемориальной синагоге. Однако им была предложена не стандартная экскурсия, а занятие «Музей как образовательный центр по истории евреев и Холокоста». Во многих еврейских школах открыты небольшие, но очень информативные музеи или мемориальные уголки, посвященные истории Холокоста. Часто именно туда семьи учеников передают уникальные документы и материалы. Задача учителей – сохранить это бесценное наследие и как можно активнее использовать его в своей работе.
Из Москвы участники семинара отправились в один из подмосковных учебных центров, где и продолжили работу. Перед учителями с очень содержательными лекциями выступили сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман и руководитель образовательных программ Центра и Фонда «Холокост» Леонид Пятецкий.
Историк и архивист Илья Альтман рассказал о новых тенденциях и подходах в постсоветской историографии Холокоста на территории СССР. Дав подробный обзор исследований истории Холокоста в отдельных регионах, он обратил внимание собравшихся на то, что еврейские школы, общинные и культурные центры могут и должны стать инициаторами проведения новых исследований и, прежде всего, сбора информации о Холокосте, об историях спасения, об участии евреев в Великой Отечественной войне, о воинах-освободителях лагерей смерти и концентрационных легерей.
Леонид Пятецкий, тесно сотрудничающий с несколькими еврейскими образовательными учреждениями Москвы, рассказал об основных подходах и методах преподавания темы «Холокост» в современной еврейской школе. Большое внимание в своем докладе он уделил проблемам, связанным с восприятием этих страниц национальной и мировой истории и сложностям вовлечения учеников в исследовательскую и проектную деятельность по истории Холокоста.
Первый день семинара завершился интереснейшей лекцией Александра Фейгина (ЕАР) «Человек судит Б-га. Катастрофа и вера». Вопрос о религиозном восприятии Холокоста остается одним из самых сложных и закрытых и для исследователей, и для преподавателей, и просто для людей, изучающих тему. Возможно, человеку просто сложно поставить слова Б-г и Холокост рядом… А. Фейгин предложил своим слушателям полный и подробный обзор взглядов религиозных деятелей на Холокост: от «бухгалтерского» восприятия, рассматривающего уничтожение еврейского населения Европы как кару за ассимиляцию или сионизм (рассматривался некоторыми как бунт против божьей воли), до каббалистической версии, которая говорит, что в мире есть только добро и то, что кажется нам злом, просто является добром, находящимся не на своем месте. Много говорилось и о том, как повлияла трагедия Холокоста на религиозность оставшихся вживых. И опять представленный спектр мнений был невероятно широк… Лектор не обнародовал собственную точку зрения, но, видимо, для многие присутствовавшие согласились с тем, что объективное отношение общины (и ее религиозной части) к Холокосту не будет выработано в ближайшие годы: пока мы видим людей, а не абстрактные фигуры в тумане истории, мы не можем быть беспристрастными в своих суждениях.
События первого дня семинара задали тон обсуждения личного педагогического опыта участников семинара. Каждый из присутствующих получил возможность высказаться, рассказав о своей работе и о тех проблемах, с которыми он сталкивается. Безусловно, каждый из выступавших смог показать свой оригинальный подход к преподаванию темы Холокоста: это уроки, музейная деятельность, встречи с жертвами и с ветеранами войны (радует, что часто это еще и помощь уже очень пожилым ветеранам), поездки по мемориальным местам, просмотры художественных и документальных фильмов, создание спектаклей, плакатов и рисунков, общая исследовательская деятельность учителей и учащихся. Семинар выявил целый ряд особенностей работы в современных еврейских школах. В разных странах и регионах учителя работают в различных условиях. Прежде всего, во многих из них сейчас состав учащихся смешанный, интернациональный, соответственно, в одном классе или в одной школе могут собраться дети, много знающие о трагедии Холокоста из истории собственных семей, и те, кто никогда еще не сталкивался с этой темой. К каждой такой группе нужен особый подход. Имеются и определенные сложности и в школах (преимущественно в Средней Азии), где велика доля учеников – выходцев из районов, не находившихся в оккупации, чьи семьи не пострадали. В этом случае возникает острая необходимость убедить родителей школьников в том, что их детям необходимы эти ранящие, пугающие, но очень важные знания.
Одна из важнейших проблем, выявленных в ходе семинара – обеспечение учебниками и учебными пособиями. Большая часть еврейских школ получает материалы по истории Холокоста из Израиля. Эти пособия разработаны ведущими специалистами и отличаются высоким качеством, но чаще всего они не отражают особенностей Холокоста на территории СССР, не имеют нужной региональной специфики. Вызывает тревогу и то, что в некоторых городах учителя и администрация еврейских школ сталкиваются с равнодушием или даже негативным отношением к решению задач по преподаванию темы Холокоста со стороны руководства общины, раввинов, других общественных деятелей. Это касается и вопросов финансирования различных проектов, и сложностей с организацией экскурсий, и утверждения программ, по которым преподается тема. Недоумение и возмущение вызывает прежде всего то, что в некоторых случаях люди, призванные возрождать национальные ценности и культуру, отвергают или саботируют проекты, связанные с изучением темы Холокоста.
Заключительную часть семинара организаторы посвятили представлению нового партнера и информационного ресурса. Перед учителями выступил Мартин Шмок, европейский представитель Института видеоистории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии. Он рассказал об уникальном архиве организации, которую «неправильно называют Фондом Спилберга». Интервью жертв Холокоста, Праведников народов мира, солдат-освободителей и документальные фильмы, созданные на их основе, могут стать уникальным источником для преподавателя истории Холокоста и Второй мировой войны, для воспитания толерантности. В нескольких странах, в том числе в США, Израиле, России, Хорватии, Украине созданы специальные группы учителей, которые разрабатывают специальные уроки с использованием видеосвидетельств Фонда Шоа. Мартин Шмок рассказал о том, что совсем недавно украинские педагоги разработали уроки и методическое пособие к фильму С. Буковского «Назови свое имя…» Учитель московской школы № 463 Елена Беленькая, участница стажировки российских учителей в Университете Южной Калифорнии, презентовала свои уроки и внеурочные мероприятия, разработанные в процессе реализации проекта. Участники семинара получили возможность посмотреть и обсудить фильм Павла Чухрая «Дети из бездны».
Завершила семинар президент Фонда «Холокост» Алла Гербер ярким, эмоциональным выступлением «Уроки Холокоста и современный антисемитизм». Ее слова вызвали горячий отклик у слушателей. Подводя итоги, участники пришли к общему выводу: не смотря на то, что тема Холокоста сложна и страшна, не смотря на то, что ее преподаванию часто оказывается противодействие, необходимо продолжать свою работу. Иначе история может повториться…

Е. Э. Беленькая, координатор образовательных программ НПЦ «Холокост»

Добавить комментарий