Дискуссия о термине «геноцид советского народа»

13 октября, в Санкт – Петербургском государственном университете, в рамках Второго исторического Форума прошла секция «Преступления гитлеровцев на территории СССР в годы Второй мировой войны».

Она завершилась публичной часовой дискуссией сопредседателя Центра «Холокост», профессора РГГУ Ильи Альтмана и директора научно-исследовательского фонда «Цифровая история», автора недавно вышедшей монографии «Война на уничтожение. Геноцид советского народа» Егора Яковлева.

Во вступительном слове участники дискуссии отметили как те позиции, по которым они совпадают (недопустимость конкуренции жертв; особое место Холокоста в политике нацистов на оккупированной территории; незавершенность Генерального плана «ОСТ», который нельзя рассматривать как документ, которым руководствовались нацисты в своей истребительной политике; необходимость научных дискуссий о терминах), так и обозначили свои противоположные подходы к «геноциду советского народа».

Илья Альтман утверждал, что такое словосочетание появилось лишь в 70-е годы, а в годы войны, во всех официальных документах говорилось о «народах СССР»; трактовка понятия «Геноцид» делает упор на национальной, этнической, религиозной группе «как таковой», в связи с чем нельзя трактовать понятие «геноцид» по территориальному принципу или гражданству; термин «русские» в нацистских документах обычно обозначал все население СССР, а термин «славяне» — не только советских граждан.

Также он не согласился с утверждениями в книге Е.Яковлева о том, что план голода стал одним из элементов генезиса плана «окончательного решения еврейского вопроса». Ведь инициатор этого плана, статс-секретарь министерства продовольствия Бакке не был даже приглашен на Ванзейскую конференцию.

Аргументы Егора Яковлева были следующие: решения Международного Нюрнбергского трибунала говорили о народах СССР,  как и отдельные приказы и высказывания руководителей Третьего рейха, к которым Илья Альтман призвал не относиться избирательно.

В конце мероприятия сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ подчеркнул необходимость разработки источниковедческих аспектов документации об истребительной политике оккупантов, отметив заслуги оппонента в переводе и вводе в научный оборот важных источников по теме. Была достигнута договоренность продолжить дискуссию  в других аудиториях.