Израиль. «Яд ва-Шем»: календарь к Рош а-Шана — в память о еврейских художниках — жертвах Катастрофы…

В Израиле, как в других странах, принято выпускать в свет новогодние календари. Календари, выпускаемые мемориальным комплексом «Яд ва-Шем» в честь  еврейского Нового года – Рош а-Шана – особенные, с «особым  контекстом», имя которому Катастрофа и героизм европейского еврейства.Нынешний календарь на 2009-2010 год в прямом и переносном смысле носит печать прошедшей здесь несколько лет назад экспозиции «Гируш Монпарнас», что в переводе с иврита дословно переводится как «депортированный», или «изгнанный Монпарнас».   Впервые такая выставка, посвященная жизни, вкладу в искусство и памяти художников и скульпторов-евреев, представителей «парижской школы», ставших жертвами Катастрофы, прошла в Париже в мае 2005 года, в Музее Монпарнас. В ее открытии участвовал президент Франции Жак Ширак. Президент Французского Фонда памяти жертв Катастрофы, бывшая узница Аушвица Симона Вайль, выступая на открытии выставки в Париже, подчеркнула важность события так: «Выставка производит на нас неизгладимое впечатление своим богатством гаммы красок, которые отняли у нас нацисты, и мы сегодня должны иметь представление не только о материальных, но и о духовных потерях, и только тогда сможем представить себе, какую утрату в результате гибели этих людей искусства понесло все человечество…»   На открывшейся выставке в «Яд ва-Шем» в январе 2006-го было представлено не менее 150 уникальных уцелевших произведений искусства и подлинных документов, а также биографии свыше 60 художников и скульпторов, большинство которых стало жертвами нацистского геноцида. Среди них Хаим Сутин, Рудольф Леви, Адольф Федер, Отто Фройндлих, Макс Жакоб, Леон Ваксберг и другие.   Как известно, с начала 20-го века и до Второй мировой войны Париж являлся своеобразной «Меккой» для художников, сюда съезжались творческие личности буквально со всей Европы. Ущемление прав личности и отсутствие свободы и возможностей для подлинного творчества выталкивали художников из стран их проживания (так происходило, например, с еврейскими художниками — выходцами из Польши, России, и т.д.), заставляя эмигрировать в поисках места, где царил дух либерализма, свободы и демократии, и таким центром стал Париж, ставший к тому времени столицей мира искусства. Художники со всего мира селились и творили в районе Монпарнас. В снимаемых ими студиях (зачастую служивших им и жильем) и в небольших кафе, где они встречались, шли оживленные дебаты и обмен мнениями о путях развития изобразительного искусства. Среди посетителей можно было встретить Пикассо и Шагала, Модельяни, Диего Ривьеру и многих других. Само понятие «парижская школа» обозначает больше чем стиль или течение в искусстве, а группу художников и скульпторов из различных стран и направлений, собравшихся в одно время и в одном месте с единственной целью – творить высокое искусство.    Еврейские художники «парижской школы» имели разное социальное происхождение. Богатые и бедные, религиозные ортодоксы и реформисты; их изобразительные системы не были похожи одна на другую. За исключением Шагала и Мане-Каца, они вовсе не писали картин на еврейские темы. И объединяло их не столько происхождение, сколько общие взгляды на проблемы новаторства в искусстве. Между ними создались замечательные товарищеские отношения. Шагал так объяснял, почему он приехал в Париж: «Я хотел увидеть собствеными глазами то, о чем слышал так давно: эту революцию видения, это чередование красок и линий, которые искусно сливались в один цвет, в одну форму. В своем городе я этого увидеть не мог, потому что солнце искусства сияло только над Парижем».   Вторая мировая война стала трагическим концом «парижской школы». Нацисты, оккупировав Париж в 1940 году, начали преследование художников еврейского происхождения. Часть из них (тот же Шагал) успела эмигрировать, найти убежище, однако многие были схвачены гестапо и погибли в лагерях уничтожения. Но погибли они не только физически – в огне погибли их творения, многие их произведения были попросту разграблены нацистами и исчезли, на протяжении долгих лет их вклад в искусство и наследие попросту замалчивались, и таким образом, эти люди были убиты дважды.   Выставка в залах мемориального комплекса «Яд ва-Шем» была продолжением попыток вернуть их имена и творения из небытия забвения и изучить их оставленное нам наследие и является результатом сотрудничества иерусалимского «Яд ва-Шем» и парижского Музея Монпарнас, она увидела свет благодаря участию посольства Франции в Израиле и других организаций, как во Франции, так и в Израиле, пожертвованиям французских  и израильских организаций и частных лиц.   Календарь на 2009-2010 год представлен работами из произведений искусств эпохи Холокоста и фотографий хранящихся в «Яд ва-Шем», что позволяет по-новому взглянуть на жизнь и творчество наших замечательных соплеменников и появляется своего рода возможность «встретить» художников (пусть даже их работы уменьшены до размеров почтовых марок!), оказавшимися на перепутье, на перекрестке между жизнью и смертью, в страшный период, когда произведения искусства смогли чудом уцелеть, а их творцы, преследовавшиеся нацистами, погибли в пламени Катастрофы, будучи депортированными, в большинстве своем, поначалу в пересыльный лагерь Дранси, а оттуда в Освенцим. На фоторепродукции титульного листа календаря – «Интерьер» (гуашь на бумаге, 1942 г.) Рудольфа Леви(1875-1944). Уроженец Штеттина, в начале XX века учился в Мюнхене, с 1903 года – в Париже, где возглавил группу «парижских немцев», испытывая в творчестве влияние Сезанна. Периодически возвращался в Германию, которую навсегда покинул с приходом к власти Гитлера. Скитался по Европе. Война застала его во Флоренции, где он долгое время скрывался от гестапо. В «Электронной Еврейской Энциклопедии (www.eleven.co.il/article/12385) на русском языке нет точных данные о его гибели. В календаре же указано, что арестованный в декабре 1943 года, художник был депортирован 5 апреля 1944 года транспортом №( в Освенцим, где и был убит…   На поздравительной открытке («картис браха») – натюрморт близнецов Эфраима и Менаше Зайденбойтелей(1902-1945). Уроженцы Варшавы, они получили высшее образование в Польше, а в 1932 году перебрались в Париж, где жили и творили несколько лет. В 1939 году они, будучи в Польше, бежали в Белосток, занятый согласно Пакту Риббентропа-Молотова Красной армией. Любопытную информацию о братьях удалось найти… на российском сайте «Масловка — городок художников» (http://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=830&page=6) – их имена упомянуты в связи с первой областной выставкой живописи, графики, скульптуры и народного творчества в марте 1940 г. в Белостоке… в Доме партийного просвещения. В ней участвовало свыше 50 белорусских, польских и еврейских художников, экспонировано 222 произведения. Среди имен художников, упоминаемых в прессе в тот период, есть и имена братьев — «монпарнасцев» Зайденбойтелей. После вторжения нацистов в СССР братья сразу же попали в Белостокское гетто, откуда до самой гибели проходили круги ада в Штутгофе, Освенциме, Заксенхаузене и Флоссенбурге. Жизнь обоих оборвалась в апреле 1945 года во время «ликвидации» нацистами лагеря…  Среди представленных в календаре – есть и уроженцы Российской империи, например, выходец из украинского Нежина Абрахам Берлин (1894-1942), харьковчанин Давид Брайнин (1905-1942), родившийся в Каменец-Подольске Абрахам Венбраум (1890-1943) и другие. Берлин и Брайнин погибли в Освенциме, Венбраум – в Собиборе.  Отмечу, что более полное представление о российских евреях и их вкладе в культуру Русского Зарубежья, в том числе и в искусство, можно составить благодаря целевому сборнику статей «Памяти ушедших (Катастрофа и Сопротивление), вышедшему в Иерусалиме еще в 2005 году под эгидой исследовательского центра «Русское еврейство в Зарубежье», но это тема отдельного и серьезного разговора…Подготовил Григорий Рейхман (Израиль)              .