ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА: Павел и Любовь Герасимчик и их дети Клавдия, Галина и Николай (Украина)

Семья Герасимчик на фоне своего дома. В заднем ряду в центре – Любовь Герасимчик, слева от нее – ее дочери Галина и Клавдия. Сидит – Павел Герасимчик с племянницей. Мужчина и женщина справа – родственники семьи. Фотография 1944 года.

«18 месяцев в стогу сена»

Павел (Павло) и Любовь (Любка) Герасимчик и их дети — подростки Клавдия, Галина и Николай, проживали в селе Шубков, по соседству с г. Тучин, в Ровенской области, на Волыни. Примерно в 1935 году Павел познакомился с Исааком Хомутом, еврейским коммерсантом из Тучина, отцом двух маленьких дочерей. С началом немецкой оккупации, в июле 1941-го года, Герасимчик, в отличие от других, не стал сторониться своих еврейских знакомых. Несмотря на трудности, которые принесло с собой военное время, он часто думал о евреях-соседях, например, о Хомутах. Встретив однажды Хомута, Павел по собственной инициативе предложил спрятать его и семью, если возникнет необходимость. 

В сентябре 1942-го года, когда пошли слухи о готовящейся ликвидации Тучинского гетто, Хомут решил воспользоваться предложением Герасимчика и спрятаться в Шубкове. Но попытка не удалась и Исааку с женой и дочерьми пришлось вернуться в гетто. К их большому удивлению, на следующий день в Тучин приехал Павел Герасимчик, чтобы найти Хомутов , забрать и  спрятать их на какое-то время. Жена Хомута Полина и младшая, восьмилетняя дочь Лара тайно, под покровом темноты, в тот же вечер покинули гетто и отправились в Шубков, спрятавшись в сене на телеге Герасимчика. Через несколько дней Исаак Хомут присоединился к жене и дочери. Сам он пережил ликвидацию гетто в укрытии, предварительно передав старшую дочь Ханеле украинской семье, обещавшей позаботиться о ней. Но в день акции эти люди сдали ребенка властям и Ханеле погибла с остальными евреями Тучина.

См.далее…