Новый роман Григория Кановича о гибели еврейского штетла в Литве

  Прозаик Григорий Канович едва ли не первым в своем поколении русских писателей привнес в отечественную литературу времен тоталитаризма и государственного антисемитизма еврейскую тему. В своем творчестве Канович исследует эволюцию еврейского сознания, еврейской души, «чующей беду за три версты».  В серии «Проза еврейской жизни» вышел еще ряд книг о судьбах евреев в разных странах Европы во время Холокоста: «См. ст. “Любовь”» Давида Гроссмана, «Яков-лжец» Юрека Беккера, «Начало, или Прекрасная пани Зайденман» Анджея Щиперского, «Олух Царя небесного» Вильгельма Дихтера, «Без судьбы» Имреса Кертеса.  Почти культовый писатель для советских евреев 70-х (один из немногих, дерзнувших в эпоху государственного антисемитизма затрагивать ту самую проблему), Григорий Канович в своей новой книге продолжает художественное исследование предвоенного литовского еврейства. Роман Григория Кановича «Очарованье сатаны», действие которого происходит в маленьком еврейском местечке в Литве на фоне немецкого вторжения, это роман об обреченности. Автор стремится выйти за рамки исторических реалий к философским обобщениям на тему добра и зла как таковых. Персонажи существуют в своем маленьком мирке, до которого только доносятся отголоски происходящего «на большой земле». Это, по сути, замкнутое мифо-эпическое пространство. Человек возделывает «свой сад», земля в ответ щедро делится плодами, животные откликаются на заботу послушанием. Но оказывается, что это отнюдь не пасторальный нарратив, и миф Кановича не о созидании, а о разрушении. Приходят немцы, власть меняется, евреев расстреливают. Разрушение сопровождается предательством. У каждого из героев в зависимости от жизненной ситуации свои предпочтения в вопросе добра и зла. Беда человека, по мысли Кановича, в готовности принять зло, если лично ему будут обещаны спокойствие или даже благополучие. И все эти люди – как злодеи, так и попустительствующие – в равной мере «очарованы сатаной». Это понимают евреи – единственные в романе Кановича обладатели мудрости. Но в этом мире, где зло существует и торжествует, даже мудрые герои обречены. Обречены на неудачу и благородные поступки героев: тем, кто соглашается на зло, надеясь спасти хоть кого-то, их локальные добрые дела не удаются. Мировой конфликт отдается в каждом персонаже – даже в злодеях, даже в предателях – внутренней, персональной войной добра со злом. Вечной войной ангела и беса, где исход битвы определяет человек. И роман Кановича также и об этой битве и, конечно же, о смерти. Весь сюжет закручен вокруг кладбища, которое, невзирая на разгулявшихся мародеров, продолжает хранить «первозданную тишину». Смерть духовная в романе «Очарование сатаны» опережает физическую. А уж за первой неминуемо следует и вторая. Когда – вопрос времени. Непослушно, как бы изо всех сил сопротивляясь автору и судьбе, герои подходят к неизбежному концу. Посмотреть полный каталог книг, вышедших в сериях «Проза еврейской жизни» и «Чейсовская коллекция», и заказать книги можно на сайте агентства «Книжники». Об этих и других книгах, об актуальных тенденциях и вечных темах в еврейской культуре – рецензии и статьи, новости и колонки, фоторепортажи и видеоролики на сайте Booknik.ru: еврейские тексты и темы. Полный текст